Наркопреступность бросила вызов России

антинаркотический съезд1010Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года — высший политический документ, определяющий подходы, цели, задачи и направления снижения уровня наркомании и борьбы с наркопреступностью. Генеральной целью Стратегии является сокращение незаконного распространения и немедецинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Динамика изменений, происходящих в России и в мире, возникновение новых вызовов и угроз, связанных с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, активизация деятельности транснациональной преступности, усиление терроризма, расширение масштабов незаконного оборота и потребления высококонцентрированных наркотиков, а также их влияние на распространение социально-значимых заболеваний (ВИЧ, вирусные гепатиты) представляют серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью населения. Такая ситуация требует создания максимально комфортных условий сотрудничества государства и общества, органов местного самоуправления, организаций, всех политических сил и граждан Российской Федерации для разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, охраны здоровья граждан и пресечения распространения наркологических заболеваний на территории Российской Федерации.

В целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, повышения эффективности реализации государственной антинаркотической политики в рамках дискуссионной секции II Национального антинаркотического состоялось обсуждение основных проблем по следующим направлениям:

— правовые основы сокращения предложения на наркотики путем совершенствования правового регулирования в сфере оборота наркотиков. Вопросы создания и реализации общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации. Необходимость максимальной концентрации усилий государства и общества для ликвидации крупной организованной преступности, подрыв её глобальной транснациональной и межрегиональной инфраструктуры. Работа над адаптацией системы уголовного наказания к реальным уровням общественной опасности принципиально разных преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, гуманизация уголовного наказания, прежде всего, для целей исправления преступивших закон наркопотребителей, их реабилитации и возвращения в общество;

— правовые основы сокращения спроса на наркотики путем формирования системы профилактической деятельности, наркологической помощи лицам, страдающим наркологическими заболеваниями. Совершенствование действующего законодательства в сфере повышения качества услуг социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

— пути развития и укрепления международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками и помощи лицам, страдающим наркологическими заболеваниями.

В целях эффективной реализации указанных направлений:

антинаркотический съезд1013Считается возможным предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос совершенствования правового регулирования оказания такого вида социальных услуг как социальная реабилитация лиц, больных наркоманией.

По результатам Форума социальных работников, прошедшего в г. Ярославль, в итоговой резолюции в числе рекомендаций Фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации было предложено осуществлять мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и нормативных актов, принятых во исполнение указанного закона законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, вырабатывать предложения в целях повышения эффективности реализации указанного закона.

Государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» от 15 апреля 2014 г. № 299 в качестве одной из задач ставит создание Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Необходимым условием стабилизации ситуации с потреблением наркотиков в стране выступает организация системной работы по предупреждению, профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации больных наркоманией. При этом одним из ключевых компонентов государственной антинаркотической политики является создание национальной системы, позволяющей целенаправленно и системно осуществлять полноценный возврат в социум граждан, отказавшихся от потребления наркотиков и от участия в их незаконном обороте.

Представляется, что решение указанной задачи необходимо начинать с работы над понятийным аппаратом действующего законодательства в этой сфере, который на сегодняшний день не отвечает требованиям системности, точности, непротиворечивости и непробельности правового регулирования;

— рассмотреть вопрос совершенствования уголовного законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) наркодоходов (в рамках статей 174, 174.1 УК РФ).

В рамках непростой экономической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, приобретает особую актуальность. Представляется, что масштабы преступности и появление новых методов совершения общественно опасных деяний приводят к логичному выводу о необходимости ужесточения ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, весомой частью которых являются наркодоходы.

Стоит отметить, что после изменений, внесенных Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ в статьи 174, 174.1 эти две статьи Уголовного кодекса Российской Федерации являются идентичными в части санкций и по всем признакам состава преступления кроме субъекта, поэтому считается возможным либо объединить эти два состава в единый, либо дифференцировать ответственность;

— рассмотреть вопрос совершенствования уголовного законодательства по вопросу гуманизации института назначения уголовного наказания в рамках возложения обязанности пройти курс лечения и медико-социальной реабилитации на лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков (еще не имеющих диагноза «наркомания»).

В настоящее время отсутствует эффективный уголовно-правовой механизм предупреждения развития наркотической зависимости у лиц, допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ (не имеющих диагноза «больной наркоманией»), которое может повлечь негативные медицинские и правовые последствия.

Совершая преступление в состоянии наркотического опьянения, лицо может быть, как наркозависимым, так и эпизодически допускающим незаконное потребление наркотиков. В этой связи лица, допускающие эпизодическое незаконное потребление наркотиков, попав в сферу уголовного судопроизводства, остаются вне поля зрения наркологической службы и профилактических мер воздействия.

Представляется, что предложение распространить положения статьи 72.1 УК РФ на лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, позволит повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков, вовлечь наркопотребителей в систему диагностики и профилактических мероприятий наркологической службы, а также обеспечит их учет, и, следовательно, более точную оценку масштабов наркопотребления в Российской Федерации в целях принятия соответствующих управленческих решений на государственном уровне;

— ускорить процесс рассмотрения и принятия проекта Федерального закона № 108866-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ».

антинаркотический съезд1012

Считается возможным предложить Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:

— разработать и вынести на экспертное обсуждение предложения по дифференциации степени ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта, их розничный сбыт, оптовый сбыт и сбыт в организованных формах в целях адаптации системы уголовного наказания к реальным уровням общественной опасности принципиально разных преступных деяний.

антинаркотический съезд1011Считается возможным предложить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

— совместно с Министерством здравоохранения обсудить возможность разработки правового механизма совершенствования услуг социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями.

Деятельность по социальной реабилитации больных наркоманией на сегодняшний день не регламентирована действующим законодательством. Действующий ГОСТ Р 54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг.» устанавливает лишь основные виды и характеристики реабилитационных услуг. Качество услуг в сфере социальной реабилитации, эффективность и безопасность процессов комплексной реабилитации не контролируется, поскольку в настоящее время негосударственные реабилитационные центры не подлежат лицензированию или обязательной сертификации. Отсутствуют и единые стандарты предоставления услуг в рамках социальной реабилитации.

Считается возможным предложить Министерству юстиции Российской Федерации:

— рассмотреть возможность обсуждения экспертных мнений для формирования единой позиции Российской Федерации при рассмотрении дела «Курманаевский и другие против России» (Номера жалоб: 62964/10, 58502/11, 55683/13) в Европейском Суде по правам человека.

Просмотры: 550

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Загрузка...