Согласно последнему опросу, проведенному в разных регионах России, 28 % школьников и студентов готовы поддержать практику, когда выпускник вуза, идущий работать не по специальности, возвращает государству деньги, потраченные на его образование.
«Проблема действительно есть. Бюджетные места выделяются с учетом потребностей государства в тех или иных специалистах. Но часть выпускников, проучившихся за счет налогоплательщиков, идет работать не по той профессии, которая указана в дипломе», — отмечают авторы опроса.
В тоже время 62 % опрошенных считают, что высшее образование должно быть бесплатным, 8 % предлагают разделить затраты между бюджетом и студентом, и всего 2 % рекомендуют платить деньги самому учащемуся. Опрос проводили студенты УрФУ, всего было опрошено 3500 учащихся школ и вузов, в том числе и из Тюменской области.
«Практика, когда мы обяжем начинающего специалиста, который еще пока нисколько не заработал, оплатить 4 года обучения, если он пойдет работать по другой специальности, не совсем правильная. У нас в Уральском федеральном университете на 2018 год запланировано более 6600 бюджетных мест по разным направлениям подготовки. Наиболее эффективным будет постоянно улучшать систему профориентации школьников. Если обязать выпускника платить, то многие будут оставаться на нелюбимой работе, а это уже отрицательно скажется на самом предприятии», — отмечают в УрФУ.
В вузе существует комплексная система профориентации, которую они готовы предложить образовательным учреждениям Тюменской области. К примеру, уже шестой год подряд талантливые школьники из разных уголков страны и даже из-за рубежа приезжают в университет, чтобы встретиться с известными профессорами, специалистами из разных областей, а также протестировать студенческую жизнь.
«Это программа, которая позволяет почувствовать профессию еще до поступления в вуз. Руководители заводов, директора СМИ, ученые, экономисты, юристы и другие эксперты на практике знакомят ребят с профессией. В свою очередь, эти ребята делятся впечатлениями через социальные сети со своими сверстниками», — рассказывают авторы уникального международного проекта «Тест-драйв в Уральском федеральном».
По их данным, среди выпускников, которые на этапе поступления приняли участие в такой программе, намного меньше тех, кто потом идет работать не по специальности.