В региональном нейрососудистом центре, который действует на базе ГБУЗ ТО «ОКБ №2», регулярно проводятся школы для родственников больных инсультом. Лекции и практические занятия направлены на обучение членов семей пациентов, перенёсших острое нарушение мозгового кровообращения, способам ухода и реабилитации как во время лечения в стационаре, так и после выписки из него.
По статистике, часть больных, перенесших инсульт, превращаются в беспомощных людей, за которыми нужен постоянный уход. В больнице реабилитационные мероприятия для пациента с инсультом начинаются с первого часа его пребывания в стационаре. С ним работают неврологи, врачи-физиотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, логопеды, психологи. После выписки больной оказывается на руках у родственников, которые теперь должны самостоятельно ухаживать за ним, без помощи медперсонала. Возникают вопросы: что делать дальше?
Врачи-неврологи взрослого стационара Областной клинической больницы №2 во время диалога с родственниками пациентов говорят не только о возможных осложнениях постинсультного периода и их профилактике, о том, как нужно ухаживать за лежачим больным, как научить его заново сидеть, пользоваться столовыми приборами, разговаривать, ходить, следить за личной гигиеной, но и о том, где взять терпение и оптимизм. Близкие больных, перенесших инсульт, нередко находятся в состоянии психологического перенапряжения. Оно может быть вызвано как физическими перегрузками, так и переживаниями по поводу судьбы близкого человека, опасениями возможного ухудшения состояния дорогого им человека, что приводит к их чрезмерной опеке над ним. Негативные эмоции могут быть обусловлены и изменениями в характере пациента: человек, который должен заново познавать азы обыденной жизни, легко может впасть в депрессию или стать агрессивным. Беспомощность может раздражать его, провоцируя обиды и формируя чувство одиночества из-за изменения статуса и в семье, и на работе. И зачастую родственникам требуются не только рекомендации по уходу, но и психологическая поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным.
— Больному важно помочь осознать и принять свое положение, предоставив ему объективную информацию о заболевании, его последствиях и особенно – о перспективах восстановления нарушенных функций. Также важно напомнить пациенту, что он остается таким же единственным и неповторимым человеком, каким был до болезни, хотя некоторые части тела и перестали его слушаться столь же хорошо, как и раньше. Но все то, что составляло его «Я», он сохранил — свою личность, вкусы, симпатии и антипатии, свои надежды и тревоги, свое чувство юмора. И здесь без участия родных не обойтись. Только они могут помочь больному не только адаптироваться к бытовым действиям и уменьшить степень его зависимости от ухаживающих, но и осознать новую ситуацию и принять себя в ней – а значит, сделать первый шаг на пути к восстановлению своих возможностей. Это очень нелёгкая работа, поскольку результат усилий виден не сразу. Есть от чего впасть в отчаяние. По этой причине мы объясняем родным пациента, как избежать депрессии. Говорим, что нет необходимости становиться «нянькой», нужно всё делать не «вместо», а вместе с больным. Не рекомендуем брать всю нагрузку по уходу только на одного родственника, нужно не бояться просить помощи – всегда есть те, с кем можно разделить эти обязанности. Подчёркиваем, что необходимо уделять внимание и своим потребностям, оставлять время для себя, для хобби. Таким образом, школа помогает сформировать необходимые навыки реабилитационной помощи у родственников и облегчить возвращение пациентов после инсульта к полноценной жизни, — подчёркивает значимость занятий Михаил Хацкелевич, заведующий неврологическим отделением №2 взрослого стационара ОКБ №2.
Занятия проводятся даже с небольшими группами слушателей, чтобы к моменту выписки пациента его близкие были готовы к переменам в своей жизни. К обучению привлекается инструктор ЛФК, который на практике показывает родственникам приёмы позиционирования и перемещения пациентов в пределах кровати, комнаты и квартиры. При этом акцент делается на безопасности выполнения манёвров как для самих ухаживающих лиц, так и пациентов. В планах медиков на ближайшее будущее – организовать на постоянной основе школы с участием специалистов мультидисциплинарной бригады: логопеда, психолога.
Врачи напоминают: инсульт, обусловленный острой сосудистой патологией головного мозга и развивающийся молниеносно, требует незамедлительного вмешательства со стороны медиков. К сожалению, образ мышления нашего населения таков, что серьезное внимание своему здоровью человек уделяет лишь тогда, когда заболевание находится уже в развернутой стадии, только тогда начинается активное лечение, а время может быть упущено. В лечении инсультов особо важным моментом считается своевременная доставка больного в стационар. Для этого всем нужно знать какие симптомы характерны для острого сосудистого события. Человека должны насторожить любые несвойственные ему состояния: внезапная слабость или онемение в руке или ноге, асимметрия лица, нарушение речи или её понимания, внезапная, впервые возникшая острая головная боль без какой-либо видимой причины. Это должно стать поводом для вызова скорой помощи.