В Москве прошла международная конференция на тему «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». Мероприятие организовано Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (РАОП), Московским финансово-промышленным университетом «Синергия», Центром предпринимательства и Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
Современное состояние российской экономики требует скорейшей смены приоритетов: если ранее государство получало значительный доход от деятельности нефтегазовых корпораций, то сегодня прибыль от добычи и продажи энергоресурсов не может поддерживать экономику государства на должном уровне. Новым драйвером экономики должны стать предприниматели: их роль – поддержать народное хозяйство и стать проводником для выхода отечественного производства на международный уровень. Задача подготовить будущих предпринимателей к выполнению их непростой задачи ложится на вузы страны: от того, насколько высоким будет качество обучения предпринимательству, зависят и перспективы российского бизнеса, и благосостояние всего общества.
Готова ли российская система образования перестроиться для того, чтобы обеспечить вузам возможность создать специализированные программы обучения предпринимательству? И какими, собственно, должны быть эти программы, чтобы в будущем страна получила компетентных специалистов? Эти вопросы и стали лейтмотивом конференции. Ректор московского финансово-промышленного университета «Синергия» Юрий Рубин подчеркнул необходимость четко обозначить, какие компетенции должны быть сформированы в процессе обучения у человека, решившего связать свою жизнь с предпринимательством.
«Наличие у предпринимателя компетенций, обусловленных потребностями современной экономики, является необходимым условием для создания нового образовательного стандарта. Для того, чтобы выявить эти компетенции, важно проанализировать деятельность бизнесменов, уже достигших успеха. Опросы в предпринимательских кругах показали, что для благополучного ведения бизнеса, специалист должен владеть методами мониторинга и оценки конкурентоспособности, уметь проектировать бизнес-стратегии и грамотно консолидировать ресурсы. Все эти навыки в полной мере предпринимателю может дать только образование».
Декан факультета экономической социологии и руководитель научно-учебной лаборатории Исследований предпринимательства Высшей школы экономики Александр Чепуренко в своем докладе подчеркнул необходимость внедрения дуальной модели образования для подготовки будущих предпринимателей. «Наряду с теоретической базой знаний, в которую войдут основы ведения бизнеса, ВУЗы должны обеспечить студентам стыковку с контрагентами: бизнес-консультантами, тренерами, менторами, бизнес-ангелами. При наличии технологических площадок компетентные специалисты смогут делиться своим опытом и помогать обучающимся реализовывать бизнес-идеи. Безусловно, не все студенты впоследствии станут предпринимателями. Но и те из них, кто предпочтет работу в госструктурах, будет гораздо лучше понимать проблемы и потребности бизнеса. Как следствие – возрастет уровень доверия между предпринимателем и государством».
В ходе конференции спикеры не раз опровергали утверждение о том, что предприниматель – это не профессия, а лишь набор психологических склонностей и установок. «Необходимо различать понятия «предпринимательство» и «предприимчивость», — комментировал в своем докладе Юрий Рубин, — «Предприимчивый характер, конечно, дается человеку от природы, но его наличие не отменяет необходимости приобретения компетенций как из сферы предпринимательства, так и из сопредельных областей».
В числе прочего в процессе конференции были организованы мастер-классы по исследованиям в области предпринимательства, воркшопы, посвященные отработке активных форм устройства образовательного процесса, выставлялись стендовые доклады. Также состоялись выступления зарубежных коллег: Чарльза Метьюса – основателя Центра предпринимательского образования Университета Цинциннати (США), и Эрика Сандера – директора Института инженерно-технических инноваций университета Флориды (США). Множество интересных докладов представили и спикеры из региональных университетов: речь шла о формировании спроса на молодежное предпринимательство, инновационных и технологических аспектах образования.
Все участники конференции выразили готовность принять участие в создании платформы для обмена знаниями, опытом и технологиями в области обучения предпринимательству. «Если наши намерения найдут свое воплощение в реальной жизни, каждый ВУЗ сможет на практике применять все необходимые образовательные программы, повышать квалификацию преподавателей и вовлекать в учебный процесс представителей бизнес-структур» — заявил Юрий Рубин.