Экономический кризис и значительное ослабление рубля по отношению к доллару и евро приводят у росту доли фальсификата в различных сегментах российского рынка продуктов питания. Прежде всего, от этого страдает обычный покупатель. Самым действенным инструментом для борьбы с такими нарушителями участники рынка считают значительное ужесточение штрафов.
В частности, о росте объема фальсификата сегодня предупреждают уральские производители специй и пряностей. Особенное внимание следует обращать на продовольственные рынки, где эта продукция продается на развес. По данным экспертов, рыночные специи и пряности привлекают потребителя своей дешевизной по сравнению с аналогичной продукцией в торговых сетях. Однако и доля фальсификата там, как правило, бывает значительно выше.
«Конечно, покупатели могут выбрать продукцию дешевле, но нужно помнить негласное правило: чем пряность дешевле, тем меньше в ней пряности. Определить подделку в случае с цельными пряностями не сложно при условии, что вы знаете, как выглядит ваниль, а как кориандр. С молотыми гораздо сложнее, здесь спектр добавок включает – муку, крахмал, дробленый рис, манку и даже молотую шелуху гречихи; в черный перец могут подмешивать горчичный порошок для жгучести, золу для цвета, хотя настоящий молотый черный перец вовсе не черного цвета! Выявить наличие таких примесей можно только в специализированных лабораториях. Применяется и увлажнение пряностей для большего веса. В целом же, экономия получается ложной, да еще и существует угроза причинения серьезного вреда здоровью. Поэтому, если вы не уверены в качестве пряности, то лучше подвергать ее термической обработке», – рассказала заместитель директора по производству компании «Айдиго» Анастасия Шершнева.
Также Анастасия Шершнева отметила: у добросовестного производителя пряности всегда дороже. На это влияет необходимость импорта 99 процентов исходного сырья, что, в условиях роста курса валют, сказывается на конечной стоимости продукта. Конечно, некоторые пряности – тмин, кориандр, горчица – выращиваются и в России. Однако климатические особенности и малое количество специализированных предприятий — производителей пока не позволяет отечественным поставщикам конкурировать с зарубежными по объемам, качеству, и количеству видов пряного сырья. На цену влияет и использование недешевого современного оборудования, а также сложный процесс щадящей промышленной обработки (защита от вредных микроорганизмов без потери специями вкуса и аромата). И, наконец, упаковка. Хорошие пряности продаются в фольгированной многослойной упаковке, сохраняющей все их свойства. Либо используется современный безопасный пластик и стекло.
При этом следует обращать внимание и на те пряности, которые продаются в магазинах. Фальсификация в этом случае может быть не качественной, а количественной или информационной, когда производитель использует сырье более низкого качества, добавляет менее дорогие ингредиенты, снижает объем продукта в пачке, пакете и т.д. («забывая» указать эту информацию на упаковке).
Стоит обращать внимание и на то, указан ли сам производитель на упаковке. Однако, по словам директора по маркетингу компании «Айдиго» Руслана Бабицына, продуктовые ритейлеры зачастую имеют собственные службы качества, проверяющие все поступившие товары и отбраковывая фальсификат.
«На увеличение доли фальсификата влияет и то обстоятельство, что штрафы за такие нарушения, налагаемые государством, сегодня мизерные. Чаще всего Роспотребнадзор накладывает на нарушителей штраф по ст. 14.43 КОАП – «Нарушение изготовителем требований технических регламентов», размер которого для юридических лиц составляет до 300 000 руб. Эти суммы не соизмеримы с прибылью, получаемой от продажи фальсификата. Ситуацию может только повышение штрафов, но предполагающий это законопроект уже год не может пройти рассмотрение в Госдуме РФ», – добавил Руслан Бабицын.