В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова состоялся круглый стол, посвященный вопросам профессиональной ориентации старшеклассников в условиях внедрения нового федерального образовательного стандарта среднего образования. В ходе мероприятия свое мнение высказали представители вузов, научно-исследовательских организаций, Министерства образования и науки Российской Федерации.
К 2018 году 90% российских школьников будут учиться по новому Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Согласно стандарту, современный выпускник должен покидать школу подготовленным к осознанному выбору профессии, понимая значение профессиональной деятельности для человека и общества. В этих условиях особое значение приобретает вопрос совершенствования системы и форм взаимодействия старшей школы с учреждениями высшего профессионального образования. Кооперация школы и вуза позволяет учащимся сделать более осознанный выбор будущей профессии, органично войти в вузовскую среду, облегчает их адаптацию в первые месяцы учебы.
В каком направлении в ближайшие годы будет развиваться система довузовской подготовки? Как повлияет внедрение ФГОС на уже сложившиеся механизмы взаимодействия вуз-школа? Эти и другие вопросы стали темой обсуждения с участием представителей Минобрнауки России и ряда ведущих российских вузов. Выбор РЭУ им.Плеханова в качестве площадки для дискуссии был неслучаен: у университета есть большой опыт взаимодействия со школами и гимназиями.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин напомнил, что вступивший в силу 1 сентября 2013 года Федеральный закон «Об образовании» поднимает вопросы профессиональной ориентации учащихся средней школы на качественно новый уровень. Согласно закону, среднее общее образование должно быть «направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования». Эта же идея получает развитие и в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования. Школьная программа в обязательном порядке должна включать в себя комплекс профориентационных мероприятий, в том числе через сотрудничество с базовыми предприятиями, с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, через работу с центрами профессиональной ориентации.
«Мы должны ориентировать детей не только на выбор конкретных специальностей, но и обязательно показать финансовую и социальную составляющую любой группы специальностей, востребованность профессии на местном, региональном, федеральном и международном рынке труда», — отметил Алексей Благинин. В обязанности школы входит развитие консультационной помощи по профориентации школьника, включая тестирование, тренинги, а также олимпиады, конкурсы и т.д. Предусмотрена также обязательная внеурочная работа, связанная с профориентационной деятельностью, которая будет финансироваться за счет средств государственного бюджета.
«Программа должна быть построена так, чтобы ученик смог попробовать себя в различных ипостасях и разных областях знаний», — подчеркнул Алексей Благинин.
Представители российских вузов рассказали о программах профориентации, реализуемых их учебными заведениями.
«У нас накоплен опыт более чем 30-летней работы по профессиональной ориентации школьников, — отметил Первый проректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Леонид Брагин. — Преподаватели, методисты, администрация вуза регулярно проводят встречи со школьниками и их родителями, где мы рассказываем о тех преимуществах, которые дает образование в нашем университете». Он рассказал, что в этом году при вузе был открыт экономический лицей.
«Мы убеждены, что такая форма профессиональной ориентации школьников позволит привлечь к нам не случайных абитуриентов, но детей, сознательно сделавших выбор будущей профессии, — заявил выступающий, — В будущем году мы планируем обучать в РЭУ не менее 50 лицеистов».
Начальник управления «Приемная комиссия» РЭУ им. Г.В.Плеханова Аюрика Батуева рассказала о работе с 15 школами-партнерами вуза, о проведении олимпиад, а также о курсах по подготовке к ЕГЭ, которые дают возможность учащимся сориентироваться с выбором профессии и познакомиться с системой преподавания в вузе.
Декан факультета довузовской подготовки НИУ МЭИ Игорь Орлов рассказал о действующем в вузе учебном комплексе «школа-вуз», в рамках которого организовано сотрудничество с 20 школами и лицеями. Их кураторами являются факультеты и кафедры МЭИ, часть занятий проводят преподаватели вуза.
Директор Центра довузовской подготовки МГТУ им. Н.Э.Баумана Алексей Сергеев рассказал о работе своего структурного подразделении университета. Основная цель деятельности центра — научно-методическое обеспечение и координация работы университета, направленной на обеспечение и формирование нового набора студентов, привлечение в вуз талантливой молодежи. Довузовская работа строится как непрерывная образовательная система «школа — вуз» и проводится в различных организационных формах.
В 2013 году Приказом Министра образования и науки Российской Федерации к МГТУ «СТАНКИН» был присоединен Федеральный центр технического творчества учащихся, имеющий 90-летний опыт дополнительного образования школьников в рамках всей страны. О том, как новая профориентационная площадка будет способствовать развитию научно-технического творчества молодежи и транслировать опыт работы лучших образовательных учреждений города Москвы в регионы России, подробно рассказал Сергей Никулин, проректор-директор Федерального центра технического творчества учащихся МГТУ «СТАНКИН».
Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ), рассказал о результатах исследования эффективности профессиональной ориентации в средней школе, проведенного в рамках мониторинга ФЦПРО на 2011-2015 годы. Проведенный центром в мае 2014 года всероссийский опрос учащихся 9 и 10-11 классов позволил выявить ряд характерных тенденций.
Так, 57,5% опрошенных респондентов-старшеклассников заявили, что в их учебных заведениях профессиональная ориентация в той или иной форме осуществляется. Суммарная доля выпускников 9 и 11 классов, желающих продолжить образование (в 10-м классе своей школы, гимназии или в профессиональном учреждении образования) составляет 93,7%. Это соответствует данным социологических исследований, проводившихся 50 и 15 лет назад, и свидетельствует, по мнению Франца Шереги, о стабильности ориентации российских старшеклассников на продолжение образования. При этом подавляющее большинство учащихся 9-11 классов в той или иной мере уже определились, какую специальность или профессию будут осваивать в будущем, в том числе 47,1% решили окончательно, а 39,0% решение по этому вопросу приняли в принципе, но допускали в дальнейшем его возможную перемену. Тех, кто вообще не смог определиться с выбором специальности (профессии), оказалось сравнительно немного (13,9%).
По данным исследования, одна из эффективных форм профессиональной ориентации старшеклассников — партнерские отношения с вузами, в рамках которых будущих выпускников приглашают на ознакомительные экскурсии, лекции, Дни открытых дверей, организуют с участием преподавателей этих вузов в школах открытые уроки по тем или иным предметам и т.д. Вместе с тем, как показало исследование, вклад школы (и опосредованно вуза) в выбор профессии признают главным образом старшеклассники, намеренные в дальнейшем поступать в педагогический вуз или получить естественнонаучное образование. Большинство же респондентов настаивали на том, что сделали выбор самостоятельно (55,3%) либо по совету родителей (32,8%), а также друзей и знакомых (8,9%). Школа (учитель) оказались на четвертом месте (о ней вспомнили лишь 4,5%).
Подводя итоги «круглого стола», Леонид Брагин отметил: «На сегодняшний день у нас имеется необходимая и достаточная нормативная база, есть понимание задач, которые стоят перед обществом в области профессиональной ориентации учеников, накоплен колоссальный опыт взаимодействия вузов со школами — таким образом, есть все предпосылки для эффективного решения вопросов профессиональной ориентации старшеклассников в условиях внедрения нового федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».