Организаторами мероприятия выступили Коллегия по образованию Общественного совета г. Тюмени и Комиссия по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Тюменской области.
Целью обсуждения стала выработка единой позиции со стороны общественности, педагогического сообщества и профильных органов власти в вопросе определения общего подхода к вопросам поддержки одаренных детей.
Круглый стол собрал очень представительных экспертов, среди которых были Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов, академик РАО, почетный гражданин г. Тюмени Геннадий Куцев, заслуженный учитель РФ Лидия Русакова, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Ольга Ройтблат, председатель Обкома Профсоюза образования и науки Тюменской области Валентина Худякова и многие другие.
Открыл мероприятие с приветственным словом Геннадий Куцев, который подчеркнул значимость выявления и поддержки детей с неординарными способностями и сравнил важность процесса подготовка одного одаренного специалиста со строительством крупного технологического или промышленного объекта. Его выступление поддержал председатель Комиссии по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Тюменской области Эдуард Кашуба. Он сделал акцент на внутренних и внешних факторах определяющих наличие или отсутствия одаренности и подчеркнул, что равнозначной важностью обладают факторы генетического, биосоциального и социально – средового характера.
Дискуссия участников круглого стола, модерацию которой осуществляла председатель Коллегии по образованию Общественного совета г. Тюмени Марина Шведова, проходила в два этапа. В первом блоке были заслушаны доклады, посвященные ознакомлению экспертов с существующими практиками выявления одаренных детей. С ними присутствующих ознакомили представители «Школы одаренных» ТюмГУ, Комитета молодежной политики Департамента по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени, а также общественных организаций. Значительное внимание экспертов привлек опыт организации олимпиады по финансовой грамотности для школьников, о которой в рамках своего доклада рассказала руководитель экспертного отдела ТРО ОООП «ФинПотребСоюз» Светлана Мельцер.
Во втором блоке были рассмотрены вопросы реализации учебно – воспитательного процесса с одаренными детьми. Выступающие поделились опытом перспективных педагогических технологий работы с высоко мотивированными детьми и не стандартными, неформальными подходами к этому вопросу.
Участниками круглого стола были обсуждены вопросы существующих практик выявления одаренных детей, реализации учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми.
Рассматривая вопросы организационно-педагогических условий работы с одаренными детьми в Тюменской области, участниками круглого стола было отмечено значительное расширение форм и методов выявления, поддержки и раскрытия потенциала данной категории учащихся, что явилось следствием реализации долгосрочной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки до 2020 года». Вместе с тем, несмотря на имеющие место положительные практики, участники круглого стола отметили отдельные вопросы, требующие дополнительного обсуждения и принятия конкретных решений.
В ходе дискуссии по выступлениям докладчиков были сформулированы следующие предложения:
- Провести консультации с законодательной властью Тюменской области по вопросу возможности закрепления понятия «одаренный ребенок» в нормативных документах Тюменской области (рабочая группа Общественной палаты Тюменской области).
- Разработать комплексную региональную программу по выявлению и развитию одаренных детей Тюменской области, направленную на сохранение интеллектуального, творческого и социального потенциала в регионе через формирование системы Школа – ВУЗ — Предприятие.
- Провести мониторинг ситуации в сфере эффективности мероприятий по поддержке и развитию одаренных детей в г. Тюмени и Тюменской области.
- Провести общественные обсуждения по вопросу сохранения интеллектуального, творческого и социального потенциала в Тюменской области.
- Более широкое освещение в средствах массовой информации положительных педагогических практик по работе с одаренными детьми.
Подводя итог мероприятия, модератор круглого стола Марина Шведова отметила, что решение проблемы выявления и развития одаренных детей — это важнейшая задача, которая стоит перед государством и институтами гражданского общества. Необходимость сочетания формализованного подхода и живого творческого процесса работы с детьми, обладающими неординарными способностями определяется всей совокупностью современных педагогических и социальных технологий. Марина Шведова подчеркнула, что развитие одаренных детей сегодня, это условие устойчивого развития региона завтра.