30 мая 2014 года на заседании Комиссии Российского Союза промышленников и предпринимателей по жилищно-коммунальному хозяйству под председательством Александра Чуваева был представлен план «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», который формулирует последовательность действий федеральных министерств и региональных ведомств для поддержки инвестиционной и технологической составляющей централизованного теплоснабжения. Документ представил заместитель Директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Алексей Храпков.
План составлен в виде «дорожной карты», разделенной на 5 разделов и включающей 40 мероприятий.
По мнению представителя Минэнерго, начать следует с либерализации договорных отношений с промышленными потребителями, в части поставок горячей воды и пара, а также при поставках тепловой энергии, если такие потребители подключены к коллекторам источников тепловой энергии. По его словам, экономический эффект от реализации этих мероприятий произойдёт в течение одного года. Вторая группа мероприятий формирует новый порядок ценообразования в системе централизованного теплоснабжения Российской Федерации. Предлагаемая модель учитывает региональные особенности и основана на методе «альтернативной котельной». Он установит предельный уровень цены на тепловую энергию для конечных потребителей и таким образом ТЭЦ сможет конкурировать с другими формами теплоснабжения, что решит проблему инвестирования в системы централизованного теплоснабжения. В рамках предельной цены «альтернативной котельной» осуществляется переход на свободное ценообразование. При этом для услуг теплосетевых организаций с учетом лучших практик будут определены референтные расценки.
Документ определяет последовательность действий, направленных на повышение эффективности единой теплоснабжающей организации (ЕТО), расширение ее функций и полномочий. Особым блоком выделены те мероприятия, которые наделяют ЕТО ответственностью перед конечным потребителем. По словам Храпкова, механизм ответственности составлен как «презумпция виновности ЕТО»: если по прибору учета зафиксировано нарушение договорных или нормативных величин у потребителя, то сначала ЕТО компенсирует издержки потребителя, а потом уже проводится выяснение причин произошедшего с возможными перерасчётами или иными целесообразными действиями.
Изменения также коснутся установки приборов учета тепловой энергии. По предлагаемым нормативам, отпускаемая тепловая энергия будет учитываться полностью, без ограничения по количеству потребления. Предлагая эти меры, Минэнерго оговаривает, что системы учета могут вводиться упрощенные или коллективные, но неучтенных потребителей больше не будет.
Также документ включает в себя описание мероприятий по улучшению показателей сокращения объемов дебиторской задолженности в сфере теплоснабжения и этапы переходного периода для внедрения новой модели рынка теплоснабжения.
Члены комиссии РСПП по ЖКХ отметили необходимость утверждения «Дорожной карты» в кратчайшие сроки и высказали мнения как по пунктам представленной «дорожной карты», так и по документу в целом. По итогам обсуждения будут собраны письменные предложения и направлены в Минэнерго для включения их в состав итоговой версии плана.