В начале июля в Тюменской галерее современного искусства состоится выставка «Пивоварение: Урал, Сибирь и Европа. Сквозь призму столетий». Её организаторы, «Балтика», входящая в группу компаний Carlsberg, и Музей этикетки из Екатеринбурга, привезут в Тюмень уникальные фотографии о посещении Копенгагена и датского пивоваренного завода Carlsberg первым космонавтом Земли Юрием Гагариным, коллекции исторических рекламных плакатов Carlsberg разных стилей и направлений, а также этикеток на пивную тематику.
Подобные выставки проводятся уже не первый год, собирая своих поклонников в крупных городах России. В этом году вслед за Челябинском, Екатеринбургом и Омском выставка состоится в Тюмени, в Галерее современного искусства. Галерея стремится решать просветительскую задачу, формировать вкусы публики посредством проведения подобных выставок, фестивалей, конкурсов, творческих встреч с авторами, мастер-классов, прививая людям особое, не потребительское отношение к искусству. И в рамках открытия предстоящей выставки гости смогут совершить небольшой экскурс в историю 18-19 веков – своими знаниями о возникновении и развитии пивоварения Урала и Сибири поделится известный Уральский краевед, научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Владимир Микитюк.
Вниманию посетителей выставки предстанут уникальные фотографии о посещении Копенгагена и датского пивоваренного завода Carlsberg первым космонавтом Земли Юрием Гагариным. В далёком 1962 году Герой Советского Союза и его супруга посетили производственные цеха пивоваренного завода, музей, попробовали пиво в специально построенному к визиту баре «Спутник», оставив неизгладимое впечатление у горожан, а также запись в гостевой книге предприятия.
Развитие таких видов искусства, как фотография и рекламный плакат, жителям и гостям Тюмени поможет проследить экспозиция исторических европейских плакатов и уникальных ретро-фотографий, продолжающие тему истории пенного напитка, из коллекции группы компаний Carlsberg. Вниманию посетителей выставки предстанут первые пивные плакаты скандинавских художников конца XIX — начала ХХ веков разных стилей и направлений.
Такая обычная, на первый взгляд, вещь, как пивная этикетка, также может немало рассказать об истории страны, края. Пивная этикетка появилась в Западной Европе во второй половине XIX столетия. В этот период в типографиях стал использоваться метод цветной литографии, и пивовары быстро сообразили, что этикетка может стать дополнительной рекламой. Не зря специалисты называют этикетку интереснейшим историческим источником. Посетители выставки будут иметь уникальную возможность увидеть коллекцию редких этикеток пива конца XIX — начала ХХ столетия, в том числе первых на Урале, а также этикетки для продукции «питейного короля» Урала А. Ф. Поклевского-Козелл, представленную Екатеринбургским Mузеем этикетки.
«Этикет и прочая пивная атрибутика царской России в наше время считаются предметом элитарного коллекционирования. Самые большие собрания находятся в частных коллекциях и крайне редко выставляются публично, — рассказывает директор Музея этикетки Алла Кузнецова, — Награды за участие в выставках, любимые сорта пива наших прадедов, старинные купеческие фамилии — всё это сможет найти внимательный зритель, изучая старинные этикетки. Стремление оформить продукцию самым лучшим образом и конкуренция оказали влияние на дизайн: модерн и «русский стиль», подражание европейскому дизайну, и непременное желание подать товар побогаче. Рекламная графика тех лет, несомненно, оставила свой след в истории упаковочного дизайна».
Коллекция старинных пивных этикеток из фондов Музея этикетки неизменно вызывает интерес не только коллекционеров, но интересна и самому широкому зрителю.
Выставка «Пивоварение: Урал, Сибирь и Европа. Сквозь призму столетий» проводится с 4 июля по 17 июля в Галерее современного искусства по адресу Тюмень, ул. Луначарского, 28. Экспозиция открыта ежедневно с 10 до 19 часов. Вход свободный.