Вводимые по инициативе Минстроя России новые штрафы в сфере ЖКХ дублируют уже имеющиеся. Так считают члены Комиссии РСПП по ЖКХ, которые рассмотрели проект изменений, оформленный как постановление Правительства РФ и разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Комиссия разделяет необходимость повышения качества коммунальных услуг и ресурсов, а также необходимость ответственности. Однако считает, что предложенные Минстроем способы воздействия на отрасль неэффективны, и при их введении ситуация в ЖКХ только ухудшится.
В рассмотренном документе есть ряд штрафов, которые вводятся в дополнение к уже имеющимся, что создает необоснованные барьеры к ведению бизнеса в сфере поставки ресурсов и оказания коммунальных услуг. Так, в существующем законодательстве уже предусмотрено, что размер платы при нарушениях качества снижается, а потребитель не оплачивает объем недопоставленных коммунальных услуг. За нарушение качественных параметров коммунальных услуг также уже определены административные меры, а на предоставление услуг распространяются нормы закона о защите прав потребителей, в том числе неустойки за неоказание услуг.
Члены Комиссии отмечают, что, по задумке Минстроя, введение штрафных санкций определяется постановлением Правительства. А это прямо противоречит статье 330 Гражданского кодекса, где указано, что неустойка (штраф) определяется законом или договором. Размер же штрафа который предлагает проект, – до 100% от стоимости поставленных услуг, – не аргументирован экономически.
Как отмечают члены Комиссии РСПП по ЖКХ, в ряде городов не утверждены инвестиционные программы, нет документально обоснованных стратегических документов о комплексном развитии территорий (схемы тепло- и водоснабжения). Поэтому введение дополнительных штрафов будет только усугублять ситуацию с качеством коммунальных ресурсов, поскольку не определены источники финансирования мероприятий по улучшению качества.
Кроме того, инициативы не предполагают встречной ответственности потребителей в части качества возвращаемого теплоносителя. В некоторых случаях теплоснабжающая организация технически не имеет возможности подать качественный теплоноситель в дом, так как из соседнего дома теплоноситель возвращается крайне низкого качества, что влияет на работу всей системы теплоснабжения.
Комиссия предлагает исключить из проекта положения о дублирующих штрафах, принять меры к утверждению схем тепло- и водоснабжения городов, инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, ввести ответственность потребителей многоквартирных домов за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения и нарушения режима потребления.