Компьютеризация и феминизация: тенденции современной школы

383908519Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития России, — цель действующей в стране Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

Насколько успешно работает программа, каковы ее промежуточные итоги — эти параметры постоянно отслеживаются специалистами. Весной 2014 года стартовал двухлетний Мониторинг реализации мероприятий ФЦПРО.

О результатах первого этапа исследования рассказывает заместитель директора Центра социального прогнозирования и маркетинга Александр Арефьев.

— Александр Леонардович, расскажите, пожалуйста, как проводился мониторинг в рамках ФЦПРО?

В ходе проведения общероссийского мониторинга каждая проблема была проанализирована как с позиций руководителей образовательных учреждений и педагогов, так и со стороны учащихся и их родителей. Исследование проводилось в 22 регионах в форме массовых социологических опросов  и экспертных интервью.

Поскольку наш центр проводил подобные исследования в 2000-2007 годах, на стадии запуска федеральных проектов по образованию, сейчас появилась возможность сравнить результаты исследований разных периодов и определить тенденции изменения качества предоставляемых населению образовательных услуг.

При проведении мониторинга школ наряду с измерением степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемых школой услуг, также определялась эффективность взаимодействия школы и родителей по воспитанию детей, изучались масштабы использования в школе активных форм обучения, прежде всего, электронных учебников и индивидуальных образовательных программ, ряд других аспектов.

Большое внимание уделено изучению социальных проблем учителей, характеру изменения их демографического состава.

— Какие факторы (социальные, территориальные, экономические) наиболее сильно влияют на уровень доступности качественного общего образования. Какие изменения произошли за последние годы?

Оценка населением качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг — первичный критерий и степени доступности, и гарантии качества образования. Как показывает исследование, существует неудовлетворенность в пределах 20% при оценке ответственности за услуги образовательных учреждений, при этом абсолютное большинство родителей видят необходимость в принятии специального закона, с акцентом на ответственность школ за качество предоставляемых образовательных услуг.

К сожалению, как показывают итоги исследования, сокращение территориальных, социальных и имущественных барьеров в гарантии доступности качественного образования в школе происходит медленно, но это зависит от социально-экономических условий, существующих в регионах.

Что касается улучшения качества предоставляемых услуг, то позитивные тенденции респонденты отмечают в получении образования в соответствии с государственным стандартом, гарантирующим хорошее качество образования.

— Как происходит развитие активных форм обучения, внедрение мультимедийных технологий и электронных учебников в образовательный процесс?

Внедрение в образовательный процесс мультимедийных технологий, электронных учебников тесно связано с процессом компьютеризации школ. В соответствии с принятой в 2001 году Федеральной программой «Развитие единой образовательной среды», этот процесс активизировался и близок к завершению. Так, согласно данным Росстата, на один школьный компьютер в 2001 году приходилось в среднем 46 учеников, а в 2014 году – уже 12. На сегодняшний день в каждой школе имеются компьютеры, подключенные к сети Интернет.

Еще в 2003 году Министерством образования объявлен конкурс на подготовку и рассылку в экспериментальные регионы 49 электронных учебников. К настоящему моменту из этих 49 имеются всего 9, которыми оснащены, в среднем, каждая вторая школа и которые педагогами были названы «полезными» для учебного процесса.

Не менее трети опрошенных руководителей школ указали на наличие потребности в ряде электронных учебников, отсутствующих в школе. Вместе с тем, многие эксперты (84,7%) высказали положительное мнение об электронных учебных изданиях для школы. Главное, — наглядность, яркость, красочность, возможность расширения рамок занятий и дополнения традиционных учебников за счет привлечения нового, повышения интереса к предмету у учеников. Учителям, хорошо владеющим компьютером, по мнению экспертов, удобно работать с электронными учебниками и учебными пособиями, ведь это экономит время, позволяет давать учащимся большой объем информации.

— Выявлены ли какие-то существенные изменения в демографической структуре, условиях труда учителей школ, форм и качества повышения их квалификации в последние годы?

Феминизация профессии учителя школы – явление отнюдь не новое, и здесь ничего не изменилось. В 2000 году доля женщин среди учителей общеобразовательных школ составляла 90%, в 2014 году – 92%. Это означает, что до совершеннолетия, воспитание детей осуществляют преимущественно женщины: дома, в детском саду, в школе. Мужчины более активно включаются в процесс профессиональной подготовки молодежи в основном в вузах, где их доля в составе преподавателей составляет 54%.

Средний возраст учителей школ колеблется в узких интервалах, практически сохраняясь на уровне 40-42 лет; в 2000 году – 39,5 лет, в 2014 году – 42,5 лет.

Что касается оплаты труда, то, по состоянию на декабрь 2000 год среднемесячный заработок учителей составлял 1340 рублей,  а в 2014 году —  22000 рублей. Это очень большой рост и в номинальном, и в реальном отношениях.

Составляющие условий труда оцениваются учителями в 2014 году также более положительно, чем 15 лет назад. В частности, увеличилась доля учителей, давших оценку «хорошо» состоянию здания школы, его пожарной безопасности, уровню защищенности учащихся и персонала, компьютеризации учебного процесса, внедрению в учебный процесс активных форм обучения, информационному обеспечению учебной работы, укомплектованности школьной библиотеки учебной литературой, перспективам профессиональной карьеры, социальным гарантиям (условия отдыха, лечения).

— Как отразилась реализация ФЦПРО на развитии дополнительных форм школьного образования, платных образовательных услуг?

К 2014 году в корне изменилось общественное мнение населения относительно платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой. Абсолютное большинство стали считать этот вид обучения оправданным.

 Что касается дополнительных платных услуг в школе, то ими сегодня пользуются 31% родителей, чьи дети учатся в 1-11-х классах. Это дополнительные платные занятия по предметам, занятия в бассейне, в различных кружках и др. При этом качеством дополнительных образовательных услуг, в целом, удовлетворены 95% опрошенных родителей.

Степень удовлетворенности родителей учащихся, обучающихся в школах разного типа, качеством образовательных услуг, %

Удовлетворенность

Тип школы

Обычная

Гимназия

Специализированная, с углубленным изучением иностранного языка

Специализированная, с углубленным изучением математики

В целом удовлетворены качеством образовательных услуг

92,7

92,6

88,2

88,5

В том числе удовлетворены полностью

63,7

75,2

73,5

57,7

На основе данных мониторинга тенденций (2000-2014 годы) развития в школе активных форм обучения, в том числе компьютерных, широты использования электронных учебников, распространения опыта обучения по индивидуальным программам, проведенного Центром социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ) в апреле-июне 2014 г.

Просмотры: 661

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Загрузка...