20 ноября, в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования состоялась конференция «Комплексный подход в решении задач модернизации образования средствами образовательных ресурсов издательства «Просвещение».
Реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов повлекла за собой большое количество нормативных документов, которые педагогам необходимо воплощать в жизнь. Но учителя не оказались брошенными на произвол судьбы: наряду с нововведениями они получили и серьезное методическое сопровождение как от органов управления образованием, так и непосредственно от издательств — тех, кто наполняет процесс обучения содержательной частью — разрабатывает учебники, учебные и методические пособия. В частности, издательство «Просвещение» регулярно проводит многочисленные вебинары по различной актуальной тематике, которые планирует продолжить и в следующем году. Это позволяет педагогам пообщаться с разработчиками учебной литературы и при этом сэкономят время и деньги, ведь ездить за получение знаний не нужно. Достаточно через Интернет присоединиться к многочисленной аудитории единомышленников. Кроме того, сами лекторы от издательства постоянно выезжают в регионы, чтобы дать учителям надежный и легкий в обращении «инструмент» для работы с новыми образовательными стандартами.
Приоритетом в работе с педагогами регионов России стал комплексный подход, который включает не только охват учебно-методическими пособиями, учебниками всех уровней образования, но и полное технологическое оснащение школы. «Для нас крайне важна среда, в которой ребенок получает образование, — говорит вице-президент по маркетингу и продажам ОАО «Издательство «Просвещение» Ирина Кузнецова. — Школа целиком и полностью должна создавать в педагогическом смысле условия для развития школьника. Это и обученный педагог — главное лицо в школе, это и предметная среда, которая должна позволять ребенку выбирать все нужное для него, перестраивать это пространство, использовать его в исследовательских целях, быть креативным и взаимодействовать с учителем. Получается информационная образовательная среда, в которой наравне используются как электронные, так и печатные учебники, а ими, в свою очередь, одинаково обеспечены педагоги и школьники, с ними «знакомы» и их родители, что позволяет всем обеспечивать планомерное развитие школьника».
«Дети ведь сейчас фактически задавлены грузом информации, впадают в депрессию, так как не знают, как освоить огромный пласт информации, что нужно, а что нет, — считает Ирина Владимировна. — Очень важно, чтобы в этой огромной информационной среде, в которую сегодня погружены как учителя, так и ученики, был навигатор, помогающий воспитать не только творческого, активного, но и психически здорового человека, адекватного реалиям, умеющего вычленять главное, строить приоритеты. Мы растим детей не в тепличных и не для тепличных условий, поэтому необходимо сделать так, чтобы школа помогла ребенку быть адекватным в любой среде, используя все имеющиеся у него возможности».
«Когда вышли образовательные стандарты, в первую очередь мы пытались научить учителей понимать их, потом — принимать. Далее, соответственно, эти стандарты обрастали шлейфом нормативных документов и регламентами действий педагогов и управленцев в школах. И это привело к валу новых бумаг. Наша задача — обеспечить педагога и управленца несложными инструментами для реализации достаточно простых и нужных требований стандарта и дать возможность выбора. Это не дополнительная нагрузка, а очень удобный в пользовании инструмент», — добавила Ирина Кузнецова.
Один из таких инструментов продемонстрировал на конференции вице-президент по новым технологиям ОАО «Издательство «Просвещение» Артем Соловейчик: «Согласно требованиям Монобразования, что каждый бумажный учебник, входящий в утвержденный перечень, должен иметь электронную форму. С одной стороны, это требование рынка, ведь у наших детей уже давно в пользовании есть разнообразные гаджеты. С другой стороны, электронные учебники пытаются создавать много лет, но пока что попытки не увенчались успехом. Ведь важно, чтобы электронная книга для обучения должна быть не просто красивой, но и чтобы ей можно и удобно было пользоваться на уроке в школе».
«Мы стали искать несостыковки, и вот что обнаружили: как только технологии вступили в силу, появились попытки создать не учебник, а самоучитель. Но учитель, как и прежде, должен вести ученика, а учебник помогать школьнику и его общению с педагогом. Другой момент — учебник не может использоваться исключительно линейно и последовательно, как например, объемный роман Толстого, который легко читать даже в смартфоне. Это только на первый взгляд кажется, что бумажный учебник легко заменить электронной версией. Но это не так — меняется его целостность. Далее мы стали формулировать наши мечты: хотелось бы, чтобы в электронном учебнике всегда в видимости и с переходом в один клик были содержание или оглавление. Также в один клик можно было бы открыть дневник, домашнее задание, библиотеку, портфель загрузок и прочее. В общем, совместить несовместимое», — рассказал Артем Симонович.
«Электронный учебник — это иной способ работы с текстом, так как не все с бумаги переносится в планшет, поэтому он не взаимозаменяет бумажный вариант, а дополняет его. Тот, у кого нет возможности купить планшет, может без какого-либо для себя ущерба воспользоваться бумажным учебником. Так что ребенка не обокрали, не урезали, а дали еще одну возможность для выбора», — добавил он.
Уже к 1 января 2015 года издательство «Просвещение» выпустит 450 электронных учебников в обычной и лайт-версии (для самых простых моделей планшетов), а в апреле-мае каждый педагог сможет открыть специальное приложение и ознакомиться с ним.
В целом, в рамках конференции прозвучало более 15 докладов от специалистов образовательных программ в различных областях (начальные классы, русский язык и литература, математика, история, английский язык). Мероприятие также сопровождалось выставочной экспозицией литературы издательства «Просвещение».