Здоровье школьников Тюменской области по данным исследований не стало резко хуже. За последние 10 лет имеющиеся проблемы со здоровьем остаются одном уровне: патология органа зрения, заболевания, связанные с ЖКТ и проблемы органов движения и костно-мышечной системы. Темпы прироста снижаются, благодаря комплексной работе органов здравоохранения региона эти проблемы стабилизируются. Но, тем не менее, сегодняшние выпускники в 75-80% случаев имеют какие-либо отклонения в здоровье. А среди поступающих первоклассников порядка 60% имеют какие-то нарушения. Дети не стали более больными, не выявляется больше хронических заболеваний, но проблема остается. Поэтому надо готовить детей к поступлению в первый класс и следить на протяжении всех школьных лет за их здоровьем.
Есть еще достаточно большое количество времени, чтобы родителям, оценить здоровье своих детей, вне зависимости от того в какой класс он идет — первый или одиннадцатый. Самим настроиться, что впереди их ждет 9 месяцев учебной нагрузки и настроить своих детей. Самое главное для любого ребенка, на этом стоит сделать особый акцент, это режим дня. Чтобы дети были здоровы, они должны в любом месте и при любой обстановке ложиться спать и просыпаться в одно и тоже определенное время. И время сна, по советам врачей, должно наступать не позднее 21.30, и в 8 лет, и в 12 и в 17.
Второй акцент необходимо сделать на режиме питания. Ребенок каждое утро, просыпаясь, должен завтракать, чтобы проснулся мозг и к этому родители должны приучать себя и ребенка. Завтрак должен быть углеводным — каша, бутерброд, или что-то сладкое — чай с сахаром или какао. Это, кстати, касается и взрослых. Тот, кто не завтракает — вредит своему организму.
По словам главного специалиста детской службы департамента здравоохранения Тюменской области Надежды Казакевич, второй важный фактор — это защита здоровья, то, что еще можно успеть сделать до начала учебного года. Прежде всего надо оценить здоровье ребенка, основные параметры — сколько весит, какой рост, насколько он физически готов к увеличению нагрузки. У всех детей, которые идут в первый класс, это было установлено в ходе медицинского осмотра в детском саду. Но все мы понимаем, что не все дети приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому родителям надо эту ситуацию контролировать — подойти к лечащему доктору и обсудить, что ждет ребенка в течение школьного года. Каждый новый класс — это новая эпидемическая обстановка, новые вирусы и бактерии, и не все дети могут их так легко перенести.
Для родителей можно обозначить несколько пиков повышенного внимания — 1 класс, когда иммунная система закаляется и ребенок может болеть. Затем 8-9 класс, это определенная перестройка подросткового организма, которую дети могут испытывать с 13 до 16 лет, а значит тоже болеть. Так вот, что делать, чтобы не болел: соблюдать режим дня, одевать по сезону, обязательно кормить завтраком и соблюдать остальной режим питания, и не забывать про специфическую защиту от вирусов.
«В первую очередь — это вакцинация. Если есть гарантированные средства защитить ребенка, мы должны их использовать. Это защита от гриппа, пневмококковой и гемофильной инфекции — основных инфекций, от которых защита есть. И собрать ребенка в школу» — говорит Надежда Владимировна.
Когда уже учебный год начался, не стоит забывать про двигательную активность, это очень важно для современного школьника.
Надежда Казакевич: «Ребенок должен двигаться в день не менее полутора часов — бегать, прыгать, двигаться. Да, он должен уметь высидеть все уроки — положенное количество часов, но и про активность не стоит забывать. К примеру, утром, чтобы школьник проснулся, его мозг заработал, ему нужны углеводы — то есть завтрак, и зарядка — чтобы проснулось и было бодрым тело. Часто для детей выбирают школу, в которую их надо возить, но — к моменту приезда они уже должны быть проснувшимися и готовыми к урокам».
Что касается спортивных занятий, здесь надо учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, и подбирать ему соответствующую секцию. Дети активные — симпатотоники и ваготоники — пассивные, предпочтут и будут, соответственно, успешны в разных видах спорта. Нельзя требовать от ребенка быстро бегать, если он никогда не сможет это сделать и не будет легкоатлетом, но будет хорошим борцом или пловцом. Врачи всегда советуют начинать спортивные занятия чуть заранее, перед походом в 1 класс. Потому что в 1 классе сразу появляется очень большая нагрузка — физическая и эмоциональная. Как и в других переходных ступенях — 5 класс, 9 класс, институт.
«Кроме спортивной активности, должны быть и прогулки. Ребенок должен своими ногами ходить по городу. Родители в своем плотном графике обязаны выделить время для передвижения по улице со своим чадом» — поясняет главный специалист департамента здравоохранения.
Рабочее место ребенка. Его надо обязательно правильно организовать: лампа слева (для правши), стол и стул подобраны по росту, чтобы спина была прямая. К этому школьника надо тоже приучить — всегда сидеть прямо. Чтобы сохранять осанку — надо правильно распределять нагрузку, а значит для похода в школу — только рюкзак. Но чтобы спина не искривлялась после минуты правильного сидения, необходимо развивать мышцы спины, делая элементарные упражнения — отжимания и подтягивания. Каждый это может сделать и в домашних условиях.
И в течение учебного года не стоит устраивать организму ребенка стрессы. Это опять же касается первоклашек, 5-ти и 9-тиклассников — когда идет переходный этап. Если организм взрослого человека легко перенесет полет на море на новогодние праздники, то ребенок — вряд ли.
«Иммунную систему ребенка не надо испытывать. Проведение каникул надо планировать в своем регионе. Итак, родители, проверьте состояние организма ребенка перед школой, организуйте дома рабочее место, приучите себя и его не пренебрегать двигательной активностью, заниматься спортом и правильно питаться», — подводит итог Надежда Казакевич.