Как рассказывает президент ассоциации Герман Зверев, для людей рыба – это эмоционально окрашенная тема, а маркетинговые стратегии рыбопромышленных компаний мало учитывают эту особенность восприятия, при том, что потенциал для увеличения спроса на минтая – огромный.
Рынок минтая в России в 2015 году оценивается примерно в 240 тыс. тонн, включая и розничные, и оптовые продажи. По объему он сравним с рынком трески (200-300 тыс.тонн), но при этом вылов минтая – несравнимо выше (около 1,7 млн тонн). Как отмечает Илья Власенко, директор по корпоративным коммуникациям Русской Рыбопромышленной Компании, подобный объем рынка обусловлен как отсутствием серьезных переработчиков «белой рыбы» в полуфабрикаты (рыбные палочки, рыбные котлеты и т.д.), так и сложившимися предпочтениями россиян.
В советское время минтай был незаслуженно «понижен в звании», и на то было несколько причин: во-первых, его тотальная распространенность и низкая цена сделали данный продукт доступным для каждого. Во-вторых, свою роль сыграл активный вылов в 70-е годы и «рыбный четверг» – день, когда во всех столовых подавался вареный минтай. Беда в том, что в большинстве мест океаническую рыбу совершенно не умели готовить, а потому ее вкусовые качества у многих вызывали сомнения. Кроме того, как отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, в те времена страна не построила ни одного оснащенного новым оборудованием комбината, и товар на прилавках зачастую мог быть не лучшего качества.
Сегодня ситуация начала меняться. Используемые в производстве методы переработки и транспортировки позволяют прямо из моря доставлять потребителям рыбу в любом виде – от замороженного филе до соленой икры. Однако большинство компаний по-прежнему отказывают покупателю в разнообразии, продолжая поставлять лишь замороженный продукт. Несмотря на это, спрос на минтая за последнее время вырос – в прошлом году объем его поставок на внутренний рынок увеличился на 26%. «Потребители начинают понимать, что дикая рыба имеет ряд преимуществ над искусственно выращенным продуктом. Во-первых, это натуральность и гарантия того, что рыба ела только естественный, природный корм, никаких антибиотиков или отходов. Во-вторых, минтай — диетическая рыба, насыщенная полезными для здоровья веществами и с малым содержанием жиров. Наконец, росту спроса способствует ее привлекательная цена и независимость поставок на прилавки от зарубежных поставщиков», — продолжает Илья Власенко.
На Западе, кстати, русский минтай пользуется большой популярностью и считается прекрасным диетическим продуктом – во Франции, Германии и Великобритании он употребляется в больших количествах и занимает почетное место в меню известных ресторанов. А в таких славящихся кулинарными традициями странах, как Япония и Корея, это одна из главных рыб, входящая в состав многих национальных блюд.
Столь большое внимание к минтаю неслучайно. Например, по количество входящего в его состав витамина «А» минтай превосходит даже свою ближайшую родственницу треску, поэтому такой продукт рекомендован, в том числе, и курильщикам и тем, кто перенес серьезные заболевания. Также рыба богата йодом, который отлично усваивается, что делает минтай незаменимым антиоксидантом, а благодаря высокому содержанию белка он считается идеальным для детского питания. Более того, печень минтая насыщена жирными кислотами омега-3 и омега-6, они отвечают за обмен веществ, поддержание уровня холестерина в крови и нормализацию кровяного давления, но почти не вырабатываются человеческим организмом. Фосфор, калий, сера, фтор, витамины группы Б – огромное число важнейших для здоровья элементов содержится в этой рыбе.
Все эти микроэлементы в конечном итоге благоприятно сказываются на работе мозга и нервной системы, уровне сахара в крови, качестве кожи и крепости костей, зубов, волос и ногтей. Он также способствует улучшению зрения, а потому важен людям, занимающимся активной интеллектуальной деятельностью и проводящим часы за компьютером.
Минтай – наш основной промысловый продукт, и, несмотря на это, наименее популярный. Сейчас, на фоне экономического кризиса и стремления к здоровому питанию, потребитель постепенно начал менять свои предпочтения. Однако компании должны научиться производить продукт с высокой добавленной стоимостью – котлеты, палочки, чтобы у потребителя был выбор. Не все в нашей стране обладают достаточными кулинарными навыками, чтобы приготовить из обычного филе минтая вкусное блюдо. И соглашусь с Германом Зверевым – потенциал у этой рыбы высок, но нужно уметь сделать красивую упаковку. Как однажды заметил Американский предприниматель Лео Бернетт, решившийся на открытие своего рекламного агентства во времена Великой Депрессии, «Есть только один единственный способ найти решение ваших проблем в рекламе — спросите вашего покупателя».
КСТАТИ
- Любимые всеми «крабовые палочки» сделаны из мяса минтая. Большинство крабовых палочек – импортные, а зарубежные производители покупают минтай у нас.
- Одно из популярных «блюд» среди любителей фастфуда, филе-о-фиш из McDonald’s, также готовится из белой рыбы.
Макс Фишман, главный редактор портала «Где рыба»