В преддверии второго чтения в Государственной Думе правительственного законопроекта, направленного на совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности с учетом реалий и угроз настоящего времени, представители ведомств, принимавших участие в подготовке данного документа — Минтранс и МВД, встретились с журналистами, чтобы обсудить будущие изменения в сфере транспортной безопасности.
Принятие данного законопроекта, касающегося транспортной безопасности, безусловно, отразится и на пассажирах, и на перевозчиках. Чего нам ждать? Как в результате перемен в законодательстве изменится уровень транспортной безопасности в России? Как и кем будет использоваться оборудование, поставленное в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, будут ли активно применяться наработанные в ходе ее осуществления, принципы и решения? Таковы основные вопросы, поднятые в ходе пресс-конференции.
Новый законопроект еще на стадии предварительного обсуждения вызвал повышенный интерес как у работников служб безопасности, функционирующих на транспортных объектах, так и у представителей силовых ведомств, правда у компаний-перевозчиков грядущие возможные изменения в законодательстве вызвали обоснованные опасения. Именно поэтому представители транспортного бизнес-сообщества приняли активное участие в обсуждении поправок наравне с чиновниками из ведомств, обеспечивающих безопасность пассажиров. Целью такого взаимодействия было создание документа, который позволит повысить уровень защищенности пассажиров, будет реально выполнимым для перевозчиков и не спровоцирует резкий рост цен на транспортные услуги.
Как сообщил и.о. директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ Владимир Морозов, закон предусматривает введение ряда новшеств. «Основное новшество этого законопроекта – это введение понятия досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (такое понятие вводится в транспортное законодательство впервые), и норма, в соответствии с которой Минтранс наделяется правом подготовки порядка и правил досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, разработки и утверждения перечня предметов и веществ, которые будут запрещены к перевозке в целях обеспечения транспортной безопасности». Согласно предлагаемым поправкам, полномочиями осуществления досмотра пассажиров будут наделены, узаконенные в рамках этого же законопроекта, службы транспортной безопасности каждого объекта, будь то вокзал, аэропорт или автовокзал.
Что изменится в транспортной безопасности для сотрудников полиции? Об этом рассказал заместитель начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности Государственного управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации Максим Павлов. По его словам, транспортная полиция новый закон ждет с нетерпением. «Фактически, законопроект позволит наделить правом проведения досмотра подразделения транспортной безопасности. И наши подразделения будут заняты исключительно функциями по обеспечению общественного правопорядка и выявлению преступлений, то есть эффективней бороться с преступностью», — сказал Павлов. Иными словами, сотрудники полиции будут привлекаться к процессу досмотра граждан только в случае выявления запрещенных к провозу предметов и веществ. Также он добавил, что в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте введена в эксплуатацию новая техника, которая оказывает значительную помощь в работе полиции. Например, камеры видеонаблюдения, которые позволяют оперативно выявлять людей, совершивших правонарушения. По словам Павлова, видео с этих камер может использоваться в качестве доказательств в суде.
Представители и Минтранса, и МВД, и транспортного сообщества выразили уверенность в необходимости как можно скорейшего принятия данного законопроекта. Он позволит устранить значительные недочеты в законодательстве о транспортной безопасности, урегулировать зоны ответственности между собственником и работниками МВД, а значит повысить эффективность их работы и , как результат, увеличить уровень защищенности граждан на транспортных объектах. Кроме того, создание служб транспортной безопасности обяжет собственников транспортных объектов обучать своих сотрудников работе на оборудовании, поставленном в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в период с 2010-2013 гг., что значительно продлит положительный эффект от ее реализации.