Безопасность на транспорте: как подготовить специалистов?

181

Принятие поправок в закон «О транспортной безопасности» станет лишь первым этапом большого пути. Далее предстоит разработка целого ряда подзаконных актов, регламентирующих, в частности, процесс подготовки специалистов в области транспортной безопасности и их действий в процессе проведения досмотровых мероприятий. К такому выводу пришли участники прошедшего 27 ноября в Москве заседания экспертного круглого стола «Создание служб транспортной безопасности в России: чего ждать пассажирам и перевозчикам? Программа подготовки и обучения специалистов».

В среде специалистов разговоры о необходимости законодательного урегулирования вопросов, связанных с организацией досмотра пассажиров в целях обеспечения транспортной безопасности ведутся уже не первый год. Итогом многочисленных консультаций и дискуссий стало внесение в 2013 году Правительством РФ в Государственную думу РФ пакета поправок в ФЗ-16 «О транспортной безопасности». Среди новаций, предлагаемых документом, особо следует выделить введение в законодательство понятий «подразделение транспортной безопасности» и «досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности». Иными словами, речь идет о существенном расширении полномочий служб безопасности транспортных объектов в части проведения досмотра пассажиров и их личных вещей.

Очевидно, что в этих условиях едва ли не первостепенное значение обретают вопросы качественной подготовки специалистов в области транспортной безопасности. В перспективе именно от них, их подготовки и квалификации будет зависеть безопасность транспортных объектов.

Также не следует забывать, что в России с 2010 года действует Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте с общим объемом финансирования 46,9 млрд руб. В ее рамках за счет федерального бюджета многие российские транспортные узлы и объекты (аэропорты, ж/д и авто вокзалы, речные порты, метрополитены) получили в свое распоряжение новейшие технические средства мониторинга и контроля. Их эффективная и безопасная эксплуатация опять же требует особых навыков.

Поскольку программа обеспечения безопасности населения на транспорте носит комплексный характер, вопрос подготовки специализированных кадров начал решаться параллельно с техническим переоснащением. В частности, в 2011 году на базе Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС) был создан Учебный центр транспортной безопасности Академии комплексной безопасности. Помимо непосредственно подготовки специалистов в области обеспечения транспортной безопасности, центр занялся разработкой специализированных программ обучения, методических пособий, а также проведением научных работ по профильной тематике.

«Наш центр был одним из 9 учебных центров, организованных во исполнение Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в подведомственных Росжелдору университетах. МГУПС изначально был головным вузом в этой системе, поэтому и учебный центр МГУПС считается головным. Все остальные центры созданы по аналогии с ним», — рассказала руководитель учебного центра Марина Жарикова.

В своем выступлении Марина Жарикова выразила надежду на то, что принятие поправок в ФЗ-16 и разработка необходимых подзаконных актов, определит статус подразделений транспортной безопасности, конкретизирует их полномочия и квалификационные требования к сотрудникам. По ее словам, именно пробелы в нормативно-правовой базе на данный момент являются одной из самых серьезных проблем в организации подготовки специалистов.

«Наши заказчики часто задают вопросы, потому что не могут определиться, кого конкретно привлекать к обучению по программам транспортной безопасности. Нет стандартов в этой области, квалификационных требований, перечня предметов, запрещенных к перевозке на железнодорожном транспорте. Это все предстоит разработать. Авиации в этом плане проще обучать, поскольку у них есть технологии досмотра, есть перечень предметов, запрещенных к перевозке», — отметила Марина Жарикова.

«Учебным центрам в области авиации в определенном смысле действительно проще. У нас уже есть стандарты, нормативно-правовая база, международные нормы. За время нашего существования мы обучили более 12000 специалистов. У нас более 40 программ, утвержденных Федеральным агентством воздушного транспорта и Министерством образования», — подтверждает слова Жариковой Наталия Кан, директор учебного центра по авиационной и транспортной безопасности «Аэромаш».

При разработке нормативно-правовой базы в сфере транспортной безопасности Наталия Кан призвала активнее использовать богатейший опыт, накопленный в авиационной сфере. «Есть международные стандарты, нормативно-правовая база, программы, есть обучающие стандарты. Все отработано до мелочей. Можно взять самое лучшее из нашей области и адаптировать для того же железнодорожного транспорта. Ведь функция досмотра, по сути, везде одна», — констатировала руководитель учебного центра «Аэромаш».

Марина Жарикова поддержала эту точку зрения: «Все эти технологии и стандарты разработаны уже давно. Просто необходимо адаптировать к специфике каждого вида транспорта и список запрещенных предметов, и технологии досмотра. В принципе, они не так сильно будут отличаться, но это необходимо на законодательном уровне прописать, чтобы навести порядок в этой области».

Подводя итог, Марина Жарикова особо отметила произошедшее за последние два года существенное улучшение ситуации с пониманием актуальности проблемы обеспечения транспортной безопасности, причем не только в среде специалистов, но в обществе в целом. «Если поначалу на усиление мер безопасности смотрели как на диковинку, то сейчас понимания гораздо больше. Те же самые ролики, которые запускал Минтранс на объектах транспортной инфраструктуры, тоже сделали свое дело. Люди стали понимать, что это все в их интересах», — резюмировала Марина Жарикова.

 

Просмотры: 1062

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Загрузка...