С конца марта по начало апреля по регионам России прошли премьеры фильма «Стартап» – первой отечественной картины, повествующей о становлении IT-бизнеса в стране. Впечатлениями от премьеры фильма поделились создатели и зрители. «Стартап» – это художественный фильм, сюжет которого разворачивается вокруг одной из самых успешных высокотехнологичных компаний России.
Лента демонстрирует путь от стартапа до успешного многомиллиардного бизнеса, который проходят основатели проекта. Создатели фильма взяли порядка 30 интервью у первых лиц российских компаний для создания достоверной истории, в том числе у Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича.
На основе воспоминаний героев российского IT были созданы главные герои фильма «Стартап» – Борис и Сева, упорные, вкладывающие свою жизнь в дело, готовые работать и днём и ночью для достижения главного – классного продукта, полезного для людей. Премьерные показы фильма прошли в 15 городах России. Большая часть из них была организована силами активных жителей, регионального it-сообщества, студентов. Премьеры сильно отличались от шаблонного типа проведения подобных мероприятий.
«Стартап» дал хороший повод организовать дискуссию между местными предпринимателями, представителями власти, «айтишниками», журналистами и блогерами. Темами обсуждения стали истории становления бизнеса в России, способы преодоления сложных ситуаций и моменты морального выбора, которые встают на пути начинающих бизнесменов и людей, делающих собственные проекты, прошлое и будущее стартапов в России.
Продюсер фильма Ирина Смолко (DANAIS films) делится впечатлениями – своими и других зрителей – от московской премьеры: «Предприниматель Александр Егоров (генеральный директор, член совета директоров компании «Рексофт») считает, что фильм правильный и нужный для зрителя: герои не «кидают» партнёров, как в фильме «Социальная сеть», а честно ведут дела. Кинокритик Виктор Матизен упрекнул Александра Егорова в том, что тот не понял фильм «Социальная сеть», на что Александр возразил, что вообще-то он 23 года в этом бизнесе.
Исполнитель одной из ролей Эммануил Виторган сказал, что ошарашен, насколько хорошее впечатление производит фильм. Ну а главным словом, которым зрители характеризовали кино, выходя из зала, было «добрый». В целом получилось то, чего я хотела как продюсер: фильм современный, реалистичный, но учитывает наш менталитет и позицию». Дмитрий Мариничев (генеральный директор компании «Radius Group») присутствовал на премьере фильма в Казани: «Все, с кем я говорил после просмотра, находят очень много эпизодов, которые точь-в-точь совпадают с их жизненным опытом, с тем, что было у них».
Алексей Комиссаров, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, посмотревший фильм на специальном закрытом показе: «Фильм очень важен, так как сложно припомнить хоть одно позитивное российское кино про стартапы и становление инновационного бизнеса в России. У фильма более серьёзная миссия, чем просто развлекательная».
Комментарий из Уфы от заместителя руководителя Фонда поддержки и развития науки Республики Башкортостан Сергея Гладких: «В отличие от той же «Социальной сети» в «Стартапе» есть семейная линия. Почти все, с кем я общался, сопоставляют фильм с личными историями, когда приходится выбирать между работой и близкими. А если оценивать фильм с точки зрения полезности для нашего стартап-сообщества, то показ однозначно получился интересным и нужным. Полагаю, что фильм будет очень полезен для развития инновационной среды в регионе; он стал для Уфы событием, которое обязательно даст свой эффект».
Фильм оказался вдохновляющим и для молодых зрителей. Антон Погребной, председатель научного общества Политехнического университета Санкт-Петербурга: «Любой стартап – это труд, сравнимый с работой над самим собой и той командой, что вовлечена в творческий процесс. Карнеги однажды писал: «Ты – то, что ты думаешь». Иначе говоря, мы – это воплощение наших мыслей, и идей, и нашей мечты.
Фильм «Стартап» смелый и неоднозначный. Фильм, которым восхищаются и который критикуют зрители, – как и любой стартап: кого-то он заставляет поверить в себя, кого-то – нет. Фильм – это первый шаг на пути популяризации российского предпринимательства с большого экрана. Премьера в Петербурге показала нам, что значительная часть людей остается неравнодушной к реализации и поиску себя».