8 апреля в 11.00 в Тюмени состоится презентация монографий Ефимовой Г.З., Кичеровой М.Н. «Наука и образование в информационном обществе: этические, правовые и социокультурные нормы» и Ефимовой Г.З. «Анализ недобросовестности в сфере образования и науки. Результаты социологического исследования».
В книге авторами затрагиваются сложные морально-этические вопросы соблюдения этических и правовых норм, в частности проявления академического мошенничества. Почему плагиат становится нормой? Как остановить недобросовестность в науке? Какие последствия влечет обман в образовании?
Место проведения: ул. Ленина, 16, ауд. 113.
Об авторах
Ефимова Галина Зиновьевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета. Руководитель научно-исследовательского проекта: «Академическое мошенничество студентов и сотрудников учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества (на материалах Тюменской области)». Автор трех монографий и более 50 научных публикаций. Член Российского общества социологов и член Союза журналистов России.
Кичерова Марина Николаевна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета
О научно-исследовательском проекте
Монографии являются результатом работы при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» по теме: «Академическое мошенничество студентов и сотрудников учреждений среднего и высшего профессионального образования в условиях информационного общества (на материалах Тюменской области)».
Руководитель НИР: кандидат социологических наук, доцент ТюмГУ Ефимова Галина Зиновьевна. В междисциплинарный исследовательский коллектив вошли 25 человек: доктора и кандидаты социологических, психологических и педагогических наук, аспиранты и студенты. Работы выполнялись с сентября 2012 по ноябрь 2013 года.
Об актуальности
Влияние информационного общества на состояние современной науки и образования нельзя оценить однозначно. С одной стороны для науки и образования открываются бесконечные возможности, связанные с развитием техники и информационно-коммуникационных технологий, с другой стороны появляются новые вызовы и проблемы. Развитие личности в «обществе знаний» требует новых подходов к формированию информационной культуры, качественно новых приемов и методов в работе с информационными источниками. Интерес для исследователей представляют процессы в сфере науки и образования.
В данной работе рассматриваются не только нормы научной работы и этические стандарты образовательных и научных учреждений, но и предложен комплексный анализ феномена академической недобросовестности и неэтичных поступков представителей профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента.
В монографии отражены основные трансформационные процессы в сфере образования, в частности установка на всеобщее высшее образование. Приведен обзор отечественных и зарубежных научных информационных источников по проблеме исследования. Представлена типология неэтичного поведения студентов и преподавателей в сфере науки и образования, а также перечень факторов, влияющих на проявление академического мошенничества.
Проведен анализ социальных последствий научно-исследовательской недобросовестности. Предлагаются конкретные стратегии противодействия академическому мошенничеству и меры по его профилактике.
На основании анализа официальных документов, принятых в образовательных и научных учреждениях России и мира, представлены основные положения стандартов этического регулирования. Известно, что основным источником некорректных заимствований является Интернет. В связи с этим особую актуальность приобретает создание и совершенствование программного обеспечения для идентификации плагиата.
Также в монографии представлен алгоритм теоретической оценки различных проявлений неэтичного поведения студентов и преподавателей в образовательных учреждениях.
В книге авторами затрагиваются сложные морально-этические вопросы соблюдения этических и правовых норм, в частности проявления академического мошенничества. Почему плагиат становится нормой? Что заставляет преподавателей писать работы «на заказ», а студентов – покупать их, выдавая за собственные? Как остановить недобросовестность в науке? Какие последствия влечет обман в образовании?
Исследовательский коллектив надеется, что книга внесет положительный вклад в поддержание высоких морально-этических стандартов научных исследований и поможет начинающим исследователям не допустить проявлений недобросовестности «по незнанию».