Со скрипом, разовыми рейсами, при непосредственном прямом и не совсем рыночном управлении происходит движение по встраиванию России в международные логистические маршруты.
«…Проект «Экспедиция Тюмень — Сабетта — Китай» является частью реализации российских экономических интересов в Азиатско-Тихоокеанский регион и соответствует Стратегии развития Арктической зоны России. Планируется экспедиция в период летней навигации 2013 года.
Экспедиция «Тюмень — Сабетта — Китай» — уникальный проект, созданный по инициативе трех субъектов Уральского федерального округа: ЯНАО, ХМАО и Тюменской области при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей. Планируется, что экспедиция пройдет в арктических широтах в период летней навигации 2013 года. Главная задача — доставка продукции отечественных предприятий, за исключением нефтегазодобывающих, по Северному морскому пути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Маршрут берет начало в приарктическом порту Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа, продолжается в восточном направлении вдоль прибрежных зон Российской Федерации до Берингова пролива и далее следует в южном направлении в сторону Японии, Южной Кореи, Китая.
Экономические преимущества использования Северного морского пути в 2010-2011 годах уже доказали крупные промышленные компании, успешно использовавшие этот арктический путь для доставки нефтегазовых грузов в страны АТР. В частности «Новатэк», осуществивший рейс танкера SKF Baltica с газоконденсатом по Севморпути из Мурманска в Нингбо (Китай).
Успех экспедиции «Тюмень — Сабетта — Китай» будет означать открытие нового торгового пути на азиатский рынок не только для нефтегазовых ресурсов. Со строительством на Ямале завода «Ямал СПГ» и Северного широтного хода — крупнейшей железнодорожной магистрали доступ к Северному морскому пути будет открыт для многих регионов России.
Мировой опыт показывает: наличие портов, дорог, аэропортов «притягивает» промышленность, ориентированную на импортное сырье и на экспорт готовой продукции, способствует развитию предприятий обрабатывающей и перерабатывающей промышленности. Кроме того, это позволяет активными темпами создавать новые объекты, осуществлять приток инвестиций, активизировать финансовые и банковские структуры. Как следствие, такие перспективы позволят гарантировать увеличение трудозанятости. Один только транспортный блок Ямала, включающий арктические железные дороги, даст России 9,5 миллиона рабочих мест в среднесрочной перспективе.
Таким образом, реализация проекта по проведению экспедиции «Тюмень — Сабетта — Китай», тесно увязанная с другими масштабными проектами, имеет огромное значение не только для Ямала, но и для многих регионов России. ….»
http://www.arctic-info.ru/ArcticPath/About
Вокруг строительства нового арктического порта Сабетта разворачивается новая интрига. Федеральная власть хочет, чтобы не только НОВАТЭК отгружал через него на экспорт сжиженный природный газ, но и другие грузоотправители активно пользовались новым транспортным маршрутом. Того же хотят и власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако «Газпром» намерен строить на Ямале свои порты, а РЖД еще не до конца уверено в том, что заполярные железные дороги будут окупаемы.
Президент России Владимир Путин в беседе с председателем правления газовой компании НОВАТЭК Леонидом Михельсоном подтвердил намерения федеральных властей сделать новый арктический порт Сабетта не узкоспециализированным, а многопрофильным портом. «Я недавно обсуждал эту проблему с руководством «Газпрома» и полагаю, что можно было бы расширить возможности будущего порта, имея в виду, что он вполне мог бы быть многопрофильным. Я вас прошу вместе с коллегами проработать этот вопрос – и, соответственно, с Министерством транспорта», – сказал президент. «Мы рассматривали вопрос, как в принципе все-таки сделать инвестиционный проект строительства железной дороги: от газпромовской до Бованенково – отвод на Сабетту. И даже менее вопрос, где взять инвестиции, а более вопрос тарифов, вопрос того, чтобы был единый тариф и за все перевозки отвечало РЖД. Вопрос реальный. Если там будет железная дорога, то это будет многопрофильный порт», – ответствовал глава крупнейшего отечественного газодобытчика. «Так и нужно делать. Тем более что государство так или иначе все равно будет вкладываться в канал, который будет подходить к порту. Надо, чтобы каждый рубль, который будет вложен, использовался наиболее эффективно», – резюмировал Владимир Путин.
За этим коротким диалогом скрывается клубок проблем, который потихоньку накапливается вокруг строительства нового арктического порта на полуострове Ямал. Первоначальная концепция Сабетты состояла в том, что это будет узкоспециализированный порт, главное назначение которого – обслуживать газовозы, которые с 2016 года будут возить в азиатско-тихоокеанский регион сжиженный природный газ (СПГ), вырабатываемый на заводе НОВАТЭКа возле этого поселка. Идея хорошая, но дорогая. Проект «Ямал СПГ» требует до 1 трлн рублей инвестиций, поскольку речь идет о вложениях не только в освоение семи ямальских месторождений газа и постройку самого завода по сжижению природного газа, но и о строительстве порта Сабетта, флота из 20 танкеров – газовозов ледового класса типоразмера Suezmax, нескольких атомных ледоколов и выстраивании логистики по всему Северному морскому пути (это кратчайший путь из Европы в Азию вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана). И государство уже начало вкладываться в развитие этой инфраструктуры, в том числе вести подготовку к строительству порта на полуострове Ямал.
Однако далее встает вопрос об окупаемости этих государственных инфраструктурных инвестиций. Проще говоря, или они работают на пользу одной частной компании, или используются в интересах максимально возможного количества участников. Сейчас, судя по всему, начинает преобладать второй подход. «Это очень важный элемент – подход к Севморпути. Потому что новый морской порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Такие варианты развития порта уже предусмотрены проектом», – подчеркнул губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин в беседе в Салехарде с Владимиром Путиным в сентябре этого года. «Ямал – это такое место, откуда одинаковое расстояние как до Парижа, так и до Пекина. На карте видно, что это очень удобная точка для транспортировки ресурсов и в азиатско-тихоокеанские страны, и в Европу, и в Северную Америку. Просто идеальное место, самый центр и очень хорошие глубины в порту – туда можно подходить большими танкерами. Учитывая, что инфраструктурный проект движется, базу мы будем развивать, и многопрофильный порт нужно использовать именно в таком широком качестве, частично разгружая Транссиб», – заявил тогда российский президент.
Но для того, чтобы Сабетта, где только в дноуглубительные работы федеральный бюджет вкладывает почти 8 млрд рублей, стала многопрофильным портом, туда нужна железная дорога. Именно об этом Владимиру Путину в понедельник и говорил Леонид Михельсон. Сейчас по полуострову Ямал проходит только железная дорога Обская–Бованенково длиной почти 600 км, которую «Газпром» построил для освоения Бованенковского газоконденсатного месторождения, первая очередь которого была запущена нынешней осенью. Ничего другого, кроме газпромовских грузов и людей, эта дорога не возит. Поэтому, когда в 2009 году национальный газовый концерн попробовал за 130 млрд рублей продать эту дорогу РЖД, то получил ответ, что она железнодорожникам и даром не нужна. «Планируемый грузопоток по этой линии – немногим более 3 млн тонн в год. Этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу. При балансовой стоимости дороги 130 млрд рублей на одну лишь амортизацию ежегодно придется отчислять свыше 5 млрд рублей», – заявил тогда «Гудку» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов института «Гипротранстэи» Максим Фейло.
Сейчас для того, чтобы связать порт Сабетта с «большим миром», надо к дороге Обская–Бованенково пристроить еще 220 км железной дороги. Стоить это будет 35-40 млрд рублей. И НОВАТЭК, очевидно, готов какую-то часть этой суммы взять на себя. Прецедент такой уже есть. Осенью прошлого года газодобытчик и РЖД, например, договорились о том, что НОВАТЭК дает РЖД 30 млрд рублей на увеличение пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей–Сургут–Тобольск Свердловской железной дороги для обеспечения гарантированного вывоза продукции Пуровского завода по переработке конденсата в Тюменской области. РЖД, в свою очередь, тоже вкладывая в этот проект 10 млрд рублей, взяло на себя обязательства перевозки определенного объема грузов НОВАТЭКа по специальному тарифу, который устроил соинвестора-газодобытчика. «Особенно важным для нас является вывод, что без координации производителя и перевозчика невозможно реальное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Частные инвесторы сами готовы вкладывать деньги в развитие инфраструктуры перевозчика на условиях надежного и определенного по времени возврата этих инвестиций», – подчеркнул тогда глава железнодорожной монополии Владимир Якунин.
То есть деньги на строительство железной дороги Бованенково–Сабетта у того же НОВАТЭКа найдутся. Тем более что газодобытчик наверняка перенаправит в новый порт на Ямал поток газового конденсата, который он сейчас экспортирует танкерами по Севморпути из порта Витино в Мурманской области. В прошлом году, например, объем перевалки стабильного газового конденсата НОВАТЭКа в порту Витино составил 2,9 млн тонн, что на 19,4% превысило показатель 2010 года. Расстояние между Кандалакшей и Сабеттой морем – более 1,5 тыс. морских миль. Вот это-то расстояние по дороге в Азию и будут экономить танкера НОВАТЭКа, заправляясь газовым конденсатом не в Витино, а в Сабетте.
Но при этом, судя по словам Леонида Михельсона, саму дорогу от Бованенково до Сабетты, подобно «Газпрому», НОВАТЭК содержать и эксплуатировать не хочет, предпочитая отдать ее РЖД. А железнодорожной монополии она тоже будет не нужна, пока не выяснится, какой объем грузов по ней будет проходить. И с этой точки зрения очень важной является информация о том, что на прошлой неделе РЖД и Ямальская железнодорожная компания договорились о том, что «Российские железные дороги» будут ежегодно перенаправлять 18 млн тонн груза, следующего в порты северо-запада, на железнодорожные линии Северного широтного хода, то есть по маршруту Коротчаево–Надым–Салехард и далее – через станцию Обская, через Коми на Усть-Лугу. Это означает появление грузопотока, не связанного непосредственно с газодобычей, уже «на пороге» порта Сабетта. И если этот инвестпроект стоимостью около 150 млрд рублей будет к 2016 году реализован в полном объеме, то у «Российских железных дорог» появится уверенность и в грузопотоке по направлению Обская–Бованенково–Сабетта. Тогда можно будет вести речь и о появлении реальной многопрофильности нового арктического порта России. Это первый вариант. Вариант номер два – государство просто дает РЖД из бюджета 40 млрд рублей на строительство железной дороги между Бованенково и Сабеттой. Но он в нынешних условиях маловероятен.
Однако, чтобы дело дошло до многопрофильности Сабетты, нужно решить вопрос и о том, сколько вообще нужно морских портов на полуострове Ямал. С Сабеттой, находящейся на северо-восточной части полуострова, ситуация понемногу проясняется. Однако «Газпром», начиная освоение газовых месторождений полуострова Ямал, заявлял о строительстве порта Харасавэй на северо-западной части Ямала (именно туда, по сути, и идет сейчас железная дорога от станции Обская). Мелководный порт там есть и сейчас. Но речь-то шла о строительстве именно морского глубоководного порта, и отказа от этих планов пока нигде не объявлялось. Нефтяная же «дочка» «Газпрома» – «Газпром нефть» – собралась строить морской нефтеналивной терминал на юго-восточной стороне полуострова Ямал – в районе мыса Каменный (это на 400 км южнее Сабетты) и железную дорогу длиной 200 км от Паюты (это населенный пункт возле железнодорожной ветки Обская–Бованенково) до поселка Новый Порт. Весной прошлого года в эти места зашел атомоход «Вайгач», что убедило нефтяников в том, что можно круглогодично отправлять нефть с Новопортовского месторождения танкерами по Севморпути. «Состав нефти Новопортовского месторождения, для которой характерно низкое содержание серы, позволяет говорить о том, что эффективность морской транспортировки добытого сырья будет лучше, чем в случае вывоза наземным транспортом, требующим больших капиталовложений, а цена нефти превысит стоимость сортов Urals и Brent», – подчеркнул тогда заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. А в этом году газпромовские нефтяники лишний раз убедились в том, что нефть на полуострове Ямал не только хорошего качества, но ее много. Одна из расконсервированных скважин дала фонтан нефти в объеме, превышающем 140 кубометров в сутки. Поэтому к 2020 году на Новопортовском месторождении, находящемся в 30 км от побережья Обской губы, «Газпром нефть» намеревается добывать до 9 млн тонн нефти в год. Извлекаемые запасы Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения по категории C1 и С2 составляют более 230 млн тонн и более 270 млрд кубометров газа. А теперь вопрос – нужны ли стране на полуострове Ямал три порта, из которых два – в Харасавэе и Новом Порте – будут специализированными? Или же более эффективным будет сосредоточить усилия всех причастных к освоению нефтяных и газовых богатств полуострова Ямал на создании многопрофильного порта в Сабетте? Причем не просто порта, а аварийно-спасательной базы (в том числе и по ликвидации последствий разливов углеводородов в Заполярье) и базы сил «быстрого реагирования» в российском секторе Арктики? От ответов на эти вопросы будет зависеть и скорость строительства, и профиль нового арктического порта России.
— Объекты подготовительного периода порта Сабетта будут готовы в июне 2014 года.
— Строительство порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе идет с опережением графика.
В Тюмени неплохо развит ВПК…