Близится День медицинского работника. Хороший повод, чтобы выразить признательность людям в белых халатах – за спасенные жизни, верность профессии и милосердие. Достойных такой благодарности много. И низкий им поклон.
Я действительно с огромным уважением отношусь к медикам, тем более что и в моей семье их немало (дед был врачом; бабушка работала медсестрой, в том числе во время Великой Отечественной; тетя до сих пор возглавляет одну из больниц, правда, на Украине). И даже родилась я (что, впрочем, к делу не относится) в День медработника. И знакома со многими специалистами и просто хорошими людьми. Такими, как медсестричка в детской поликлинике, которая много лет назад патронировала старшего сына и до сих пор при встрече интересуется, как дела и помнит то, чего уже и я не помню. От того, что есть такие люди, даже как-то теплее становится.
Но с каждым годом та СИСТЕМА, в которой они работают, вызывает у меня все больше негативных эмоций. Такое впечатление, что она создана и функционирует не для того, чтобы быстро помогать людям, а для того, чтобы научить их преодолевать препятствия и самостоятельно бороться за выживание. Наша «государева» медицина (на ее «первичном» уровне) – не для пациента, а, скорее, против него. Ну да, анализы сейчас можно сдать не только с 8 до 9. И записаться на плановый прием можно через Интернет (хоть пока и не везде). И даже вечером после работы попасть к врачу. Кое-что действительно меняется к лучшему. Открываются высокотехнологичные медицинские центры, к нам едут со всей страны за опытом. Браво, доктора с большой буквы! Но не меняется главное – отношение СИСТЕМЫ к тем, для кого она существует. Примеры? Пожалуйста.
Конец 90-х. Роддом в Тюмени. Роженице сделали перидуральную анестезию и… все ушли на планерку. Минут через 20 заходит доктор – «ну, что тут?». Отбрасывает простыню, которой была прикрыта женщина, и видит лежащего на кровати младенца. Сколько он там пролежал – минуту, пять, десять?.. Счастье, что это была обычная кровать, а не родильное кресло, и мама, будучи под анестезией, не могла шевелить ногами. Иначе бы… В общем, все обошлось. А на следующий день анестезиолог, встретив роженицу в коридоре, сказала примерно следующее: «Скажите «спасибо» Надежде Петровне (имя, разумеется, изменено), что вовремя подошла…» Ну что ж, «спасибо, что живой».
2010-й. Ребенок, бегая во дворе, напоролся на деревянный столб, из которого торчала железка. Рана чуть повыше переносицы. Больница – в пяти минутах ходьбы. Мама обрабатывает рану перекисью водорода, прикладывает салфетку – и бегом в больницу (это быстрее, чем вызывать скорую). В приемном отделении, заполнив все бумажки, приглашают отоларинголога. Тот осматривает ребенка (к тому времени мальчик уронил повязку, рана открыта) и говорит: «Это не нос, это выше. Надо зашивать. Вам к нейрохирургу, у нас его нет, идите во взрослый «приемник»…». «Может, вы хотя бы рану обработаете и кусочек бинта дадите, чтоб ее прикрыть и дойти???» – возмущается мама. Так уж и быть, сделали одолжение, намазали зеленкой…
2012-й. Женщине срочно потребовалась консультация маммолога (острая боль). Решила прибегнуть к услугам государственной медицины. В поликлинике по месту жительства такого специалиста нет. Посоветовали обратиться в маммологический центр либо в женскую консультацию. В центре ответили, что прием – по предварительной записи, а экстренный – только по направлению от терапевта или от хирурга (к которым еще надо попасть). В женской консультации маммолога тоже не оказалось. Идет к гинекологу. Просидела полчаса под кабинетом. И не потому, что доктор занималась другими пациентами, а потому, что она в кабинете напротив то ли завтракала, то ли обедала (времени – одиннадцатый час). Осмотрев, доктор дала направление на УЗИ (которое, разумеется, будет платным). Но выясняется, что в консультации его не делают, а в соседнем роддоме в этот день к соответствующему специалисту уже не попасть (и заметьте, речь идет о платной услуге!). Итог этих похождений: на соседней улице в частном медучреждении буквально за 15 минут – консультация специалиста, УЗИ, назначенное лечение. И все это – очень вежливо, доброжелательно и профессионально. И за вполне умеренные деньги.
Есть и еще одна сторона медали.
2011-й. Эндокринолог направляет подростка на анализ крови на несколько гормонов. По одному из показателей цифра на два порядка (!) ниже нормы. Анализ делали по месту жительства, в одной из областных больниц. Пересдали (платно, разумеется) в частной клинике. Результат – всего лишь чуть-чуть ниже нормы. Вопрос: как может врач поставить диагноз и назначить адекватное лечение на основании таких вот «анализов»?
2012-й. Из той же серии. Ребенку нужно сдать анализ крови на лямблиоз. Врач в поликлинике сразу говорит: можно, конечно, и здесь, бесплатно, но достоверность результата – большой вопрос. Идите лучше туда-то (намеренно не указываю названия учреждений, оказывающих платные медуслуги, дабы не сочли за рекламу. – Авт.), там уж наверняка…
Уверена, что подобными историями могут поделиться многие. О постоянно теряющихся карточках, об очередях, о невежливом, а иногда и откровенно хамском отношении, о том, что зачастую доктору гораздо важнее заполнить формуляры, чем нормально осмотреть пациента, я уже не говорю. И все это – на фоне регулярно звучащих с трибун и публикуемых в СМИ призывов быть внимательнее к своему здоровью, не заниматься самолечением, обращаться к специалистам.
Господа, профилактика – это не призывы, это создание таких условий, чтобы человек действительно мог быстро получить в государственных медицинских учреждениях квалифицированную консультацию по любому вопросу, связанному с его здоровьем. И при необходимости – незамедлительную адекватную помощь, даже если это всего лишь покалывание в боку. Иначе статистика (реальная, а не «нарисованная») будет отнюдь не радужной.
А еще обидно, что многие хорошие специалисты уходят из СИСТЕМЫ, потому что не могут работать по ее правилам. Хорошо, если они при этом остаются в медицине, устраиваясь в частные клиники или же создавая их (только не подумайте, что я лью воду на мельницу частных клиник! Они тоже разные, имеются и те, где просто откровенно «разводят» на деньги). Но есть масса примеров, когда люди уходят в совершенно другую сферу, уменьшая тем самым шансы заболевших на получение (пусть и за деньги) профессиональной помощи.
…В общем, с праздником вас, уважаемые медработники. Не забывайте про клятву Гиппократа и будьте здоровы, потому что быть пациентом обычной больницы в наше время очень нелегко – не у каждого заболевшего хватает на это здоровья…
А «спасибо» своему любимому врачу можно сказать тут.