Команда тюменского проекта «Шанс» отправилась на улицы областной столицы, чтобы выяснить, кто заступится за подростка, которого обижают сверстники.
Активисты проверяли, готовы ли взрослые помочь ребенку решить конфликтную ситуацию и вернуть отобранную вещь. За час из 100 прохожих ребенку помогли 25 человек.
Ребята-актеры находились на площади Единства и Согласия (возле тюменского ЦУМа, ул. Орджоникидзе, 63А), где разыгрывали драку. Группа подростков устроила травлю сверстника (буллинг): ребята отбирали у «изгоя» шапку, дразнили и обзывали. Ожидалось, что на помощь пострадавшему придут взрослые, которые урегулируют конфликт.
Реакция прохожих на драку была разная: кто-то боялся и проходил мимо, некоторые начинали кричать и отвечали агрессией. Ребенку помогли 10 женщин и 4 молодых девушки, 5 мужчин и 3 молодых парня, 3 беременные женщины.
— По поведению многих прохожих было заметно, что они обратили внимание на конфликт между детьми. Но почему-то прошли мимо. Почему? Дело в том, что существует удобная для многих взрослых позиция — «сами разберутся». Это неправильно. Научиться разбираться в конфликтных ситуациях подростки могут только на примерах отношения и поведения взрослых. Вмешиваться в их конфликт — это и означает научить их бесконфликтному поведению, — рассказала Мария Штыкова, руководитель Центра неформального образования мультицентра «Моя территория».
Психолог Александра Земцова пояснила, что в подобных ситуациях поведение взрослого должно быть противоположно: необходимо контролировать свои эмоции и сохранять спокойствие в коммуникации. Важно показать положительный пример, поэтому применять физическую силу в отношении детей не стоит. В данной ситуации взрослый может закрыть собой «жертву» и провести профилактическую беседу с обидчиками: рассказать о последствиях драки — угроза жизни, обращение в полицию, попадание в список КДН в школе и полиции, учет. Не нужно повышать голос, кричать, устрашать. Подростки на это отреагируют совершенно иначе — перестанут слушать. Взрослый, который принял решение разнять дерущихся, должен избегать агрессивных поз и жестов (сжатые челюсти, пальцы в кулаки, топтание шапки — это нарушение личного пространства ребенка). Подробный план действий по рекомендации психологов описан в статье на сайте проекта:https://goo.gl/3h3mS8.
Видеоролик доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch? v=4t26QQVUFO8.
Напомним, что «Шанс» — это проект, где взрослые люди становятся наставниками подростков, проводят с ними время и показывают позитивный путь самореализации. В 2017 году было сформировано 45 пар «наставник-ребенок». В 2018 году желание стать наставниками изъявили уже 120 человек. 7 апреля прошли первые тренинги и мастер-классы с психологами «Шанса» — арт-терапевтом Еленой Чекановой, психологом высшей категории и кандидатом психологических наук Ольгой Мальцевой, и руководителем проекта Любовью Бровко.