Кто из нас задумывался о том, кем бы он был, если бы жил в годы Великой Отечественной войны? Чем бы он занимался, как мог быть полезен стране?
Сотрудники ГК «ТИС» в канун великого праздника решили разобраться, что делали их коллеги-строители в то не простое время, и какие инженерные решения применялись ими в ситуации повышенной опасности и при недостатке необходимых ресурсов. Благо, что интернет-страницы современных музеев наглядно показывают особенности инженерных конструкций Красной армии.
В первую очередь дороги. Когда не было строительных материалов, а погода превращала грунтовки в настоящие болота, солдаты инженерно-дорожных и понтонно-мостовых частей решали вопрос подручными средствами. А именно, выстилали расстояния, которые должны были стать дорогами деревом – досками и бревнами. Такие решения, хоть и носили временный характер, тем не менее, не позволяли тяжелой технике вязнуть в слабых грунтах.
Кроме того, древесиной заменяли и некоторые металлические части инженерной техники. В частности, для расчистки дорог от снега, собирался из дерева двухотвальный прицепной угольник – конструкция из дерева, которая цеплялась к трактору или танку, идущему перед автоколонной.
Еще одним знаменитым продуктом инженерных войск были противопехотные и противотанковые ежи, рогатки, заборы, бетонные тетраэдры и прочие препятствия. Однако когда не было металла, инженерные войска, опять же, применяли подручные средства. Против пехоты использовались деревянные ежи, обмотанные колючей проволокой, а против танков — надолбы — стволы деревьев, длиной более двух метров и шириной 30 см. Бревна вкапывались в землю под углом к противнику и связывались с бревнами, уложенными на землю горизонтально, для прочности. Все эти конструкции, конечно же, не могли остановить наступление противника, тем не менее, помогали замедлить продвижение вражеских войск там, где места хорошо простреливались Советскими войсками.
Особенный размах применения талантов инженеров виден, конечно же, в защитных сооружениях: окопах, линиях коммуникаций, траншеях, землянок, огневых точек и других постройках. Для возведения защитных конструкций использовались все известные стройматериалы и технологии. В ход шел даже обычный грунт. Однако, долговременные огневые точки (ДОТы) строились и с использованием современного инженерного решения той эпохи — железобетонного колпака. По самым примерным подсчетам, количество стройматериалов, необходимых для строительства ДОТа из дерева и железобетона, сопоставимо с ресурсами, необходимыми для постройки среднего многоквартирного дома того времени. Самыми же причудливыми оборонительными сооружениями военных инженеров, можно по праву считать ДОТы, сделанные из корпусов и башен танков. Для строительства таких конструкций в ход часто шла и трофейная боевая техника.
Как бы то ни было, строить лучше в мирное время и в мирных целях, а потому сотрудники ГК «ТИС» выражают огромную благодарность и признательность тому поколению, которое отстояло право нашей страны на светлое будущее. Пусть Ваш подвиг на фронте и в тылу останется примером будущим поколениям.