Комиссия РСПП по ЖКХ по просьбе Министерства юстиции РФ сформировала позицию относительно правоприменительной практики в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Члены Комиссии считают, что собственники помещений многоквартирных домов существенно ограничены в правах по управлению имуществом, что является причиной отсутствия порядка, прозрачности и управляемости в отрасли ЖКХ.
Собственники обязаны платить ежемесячные взносы за капремонт, но они не определяют сроки проведения ремонта, состав работ и подрядчиков, не принимают выполненных работ. Средства на капремонт собираются в общий котел, когда средства собственников одного дома используются для ремонта других домов. При этом у фонда, который занимается таким распределением средств, не возникает никаких встречных обязательств взамен принятых денежных средств и никакой ответственности. Собственники не контролируют процесс расходования внесенных ими средств, с ними не заключается никаких соглашений на распоряжение средствами, соответственно. у них нет и возможностей для контроля и предъявления требований. Это приводит к тотальному непониманию жителей того, когда и на каких условиях будет осуществляться ремонт их дома.
В документе отмечается, что собственность на имущество многоквартирного дома предполагает и ответственность за его содержание и управление, однако в настоящее время ответственность каждого собственника законодательно не закреплена, что приводит к правовой неопределенности.
По мнению Комиссии РСПП, в сфере ЖКХ необходимо создавать правовые предпосылки для появления класса ответственного собственника, который будет выступать заказчиком всех услуг, в том числе в отношениях по капитальному ремонту, в результате чего сформируется естественная система отношений «заказчик – исполнитель», что гораздо эффективнее, чем регламентация государством всех внутренних взаимоотношений между собственниками по вопросам о капитальном ремонте, эксплуатации и использовании общего имущества многоквартирного дома.
Комиссия предлагает финансировать капитальный ремонт через механизм энергосервиса, синхронизировав соответствующие нормы жилищного законодательства. В частности, это позволило бы тем собственникам, которые уже за свой счет провели капитальный ремонт, не вносить повторно обязательную плату за капремонт. Другим альтернативным механизмом финансирования капитального ремонта предлагается также рассматриватьмеханизмы кредитования с субсидируемыми ставками.
В целом, Комиссия предлагает при капитальном ремонте общего имущества уделять особое внимание вопросам повышения энергетической эффективности многоквартирных домов.
Финансирование капитального ремонта предлагается проводить за счет кредитных средств. Это не позволит накоплениям обесцениться, размер затрат будет соответствовать фактическим работам и исключит перекрестное субсидирование содержания чужой собственности.
Кроме того, Комиссия РСПП по ЖКХ предлагает повысить информационную прозрачность о состоянии жилищного фонда и проведении капитального ремонта. В настоящее время от 10% до 25% многоквартирных домов не имеют никакой технической документации. Необходимо осуществить объективную повсеместную инвентаризацию, создать (восстановить) технические паспорта и провести оценку технического состояния всех многоквартирных домов. Эта информация должна быть доступна каждому собственнику в ГИС ЖКХ.