Современное состояние экономики России характеризует утрата значительной части промышленного потенциала. На долю отечественных комплектующих элементов полного цикла в конструкции отечественных самолетов приходится 15–20%, а в некоторых образцах – 10–15% производимых в России; остальные детали приходится приобретать за рубежом. На долю наукоемкой продукции отечественного машиностроения приходится всего 2–3% от общего объема производства. В свете последних санкционных мер со стороны стран Запада речь идет не просто о реформировании промышленного потенциала государства, но об обеспечении национальной безопасности. Только возрождение отечественной промышленности и ее ключевого звена – машиностроительного комплекса – способно обеспечить конкурентоспособность и независимость экономики от внешнеэкономических факторов.
К таким выводам пришли эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова в ходе анализа промышленного и в целом экономического потенциала государства.
По словам научного руководителя РЭУ им. Г.В.Плеханова С.Д. Валентея: «Выход из сложившейся ситуации только один – новая индустриализация или реиндустриализация России. Нам предстоит полностью восстановить промышленный потенциал страны на новой технологической основе, одновременно осуществив массовое переобучение кадров.
Сегодня действуют 42 государственные программы, призванные решать задачи инновационного развития и модернизации экономики, обеспечения национальной безопасности, сбалансированного регионального развития. Формально сферы промышленного производства затронуты рядом действующих программ («Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и др.). Однако нет уверенности, что предпринимаемые меры по возрождению промышленного потенциала имеют системный характер; решают проблему импортозамещения и обеспечения экономической безопасности страны, поскольку ведомственные (целевые) программы, получившие в последние годы максимальное развитие, нацелены на решение узкоотраслевых проблем.
Практическими шагами на пути рендустриализации должны стать восстановление стратегической функции национального машиностроения, структурная перестройка экономики; прямое финансирование инновационных программ и проектов, ужесточение контроля за эффективностью использования средств бюджета на эти цели; использование экономических инструментов поощрения деятельности инновационных предприятий; предоставление налоговых каникул по налогу на имущество, установление пониженной налоговой ставки налога на прибыль по доходам от использования объектов интеллектуальной собственности, а также снижение ставки налога на прибыль или освобождение в течение 2 лет от налогообложения дохода в виде роялти при соблюдении реципиентами особых условий; создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной квалифицированной рабочей силы с учетом перспективных потребностей в трудовых ресурсах.
Мы должны уделить особое, подчеркиваю, неформализованное внимание развитию профессиональных кадров. В том числе предлагается увеличить роль компенсационных надбавок за вредные и тяжелые условия труда, интенсивность, высокий износ оборудования, сверхнормативные затраты рабочего времени. Данные меры необходимы, поскольку старение основных фондов в России достигло 70–75%, помимо прочего, приводя к росту кадрового дефицита».