1 сентября двери российских школ распахнулись для более полутора миллионов детей. Какие они, современные первоклассники, что знают и что умеют, как долго и на чем добираются до школы, что думают их родители про качество учебников и единый госэкзамен? На эти вопросы мы попросили ответить Франца Шереги, директора Центра социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ) – исследовательской компании, по заказу Минобрнауки России проводящей масштабный мониторинг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
– Франц Эдмундович, расскажите, пожалуйста, каким образом проводилось исследование?
– Мониторинг, проводимый нами в рамках ФЦПРО, является выборочным всероссийским социологическим исследованием в формате персонального интервью. В случае с вопросами доступности и качества общего образования объем выборочной совокупности составил 1200 человек. Это родители детей в возрасте 7-17 лет, посещающих учреждения общего школьного образования, отобранные по определенным квотам в зависимости от федерального округа, в 68 городах и селах 24 субъектов Российской Федерации.
– Так какой он, современный первоклассник, сквозь призму социологического исследования?
– Мы живем в очень динамичное время. Скорость развития технологий, увеличение потока информации заставляет родителей форсировать подготовку детей к школе. Как результат – подавляющее большинство будущих первоклашек уже умеют считать (84,4%) и читать (82,3%), а многие – еще и писать (57,4%). Каждый четвертый ребенок в той или иной мере знает, что такое компьютер и как с ним обращаться, а почти 8% умеют пользоваться интернетом. Отдельно стоит отметить, что около 6% детей приходят в школу уже с базовыми знаниями иностранного языка.
– Эта картина характерна для всей России?
– Безусловно, на уровень знаний довольно сильное влияние оказывает территориальный фактор. Дети в мегаполисах, областных и краевых центрах по понятным причинам демонстрируют более высокий уровень дошкольной подготовки. Например, в областных центрах до поступления в первый класс умеют читать 90,8%, писать – 67,3%, считать – 88,2% детей. На селе первоклассников с такими навыками соответственно 69,4%, 52,8% и 79,8%.
Еще один серьезный фактор, сказывающийся на качестве дошкольной подготовки, – это возраст родителей. Тут наблюдается прямая зависимость: чем старше родители, тем серьезнее они подходят к вопросу образования своего ребенка. У родителей из «старшего возрастного диапазона» дети к первому классу значительно чаще умеют читать, писать, считать, а также знают иностранный язык.
Но не все так однозначно. Например, доля детей-дошкольников, владеющих компьютером, выше у родителей до 30 лет – поколения компьютерной эпохи. Взросление нынешних молодых пап и мам происходило в период бурного развития информационных технологий, интернет-коммуникаций, поэтому им проще передавать своим детям знания в этой сфере.
– Очевидно, что сегодня умение работать на компьютере является одним из важнейших условий получения ребенком качественного образования. Все ли школьники имеют доступ к современным технологиям?
– Не все, но подавляющее большинство. Почти 95% опрошенных нами родителей уверенно заявили, что их дети имеют возможность работать на компьютере дома. Наиболее высокая – стопроцентная – оснащенность компьютерами наблюдается в семьях, проживающих в мегаполисах, а также областных центрах, где только 0,8% семей не имеют компьютера. В районных центрах его нет у 4,1% семей, в селах – у 2,4%.
Современные школьники демонстрируют довольно высокий уровень компьютерной грамотности: почти все владеют компьютером и умеют работать в интернете. При этом около 30% родителей склонны считать, что их дети владеют компьютером «в совершенстве».
Все большее распространение получают электронные учебники. Исследование показало, что уже порядка 40% школьников в той или иной мере используют их в учебном процессе.
– А как обстоят дела с более привычными для большинства и учеников, и родителей «бумажными» учебниками?
– В целом по России большинство – более 90% – родителей считают, что их дети имеют доступ к качественным учебникам по всем дисциплинам. Еще порядка 7% родителей говорят, что доступ есть, за исключением некоторых предметов. Категорически не удовлетворены качеством учебников лишь 1% респондентов.
Но и тут много зависит от региона. Например, в Москве родители демонстрируют единодушную удовлетворенность качеством учебников по всем предметам. Вполне довольны и 97% родителей в Северо-Западном федеральном округе. Вместе с тем в самом Санкт-Петербурге таковых значительно меньше – 83%. Чаше всего родителям не нравятся учебники по русскому и английскому языкам, литературе – 20%; математике, физике, химии – 14%; истории обществоведению, географии, праву, экономике – 6%.
– Чем руководствуются родители при выборе школы для своего ребенка?
– Наиболее часто, примерно в 30% случаев, среди причин, определивших выбор школы, родителями назывался ее престиж. Примерно столько же – 28% – сослались на «отсутствие другого выбора». Еще порядка 25% в качестве определяющего критерия указали невозможность попасть в другую школу из-за большого расстояния от дома или проблем с транспортом.
При этом большинство детей добираются до школы пешком. И среди старшеклассников, и среди учеников начальных классов таковых порядка 80%. В среднем российский ребенок на дорогу от дома до школы тратит 13 минут. Меньше всего времени на это уходит у юного петербуржца – около 11 минут, больше всего у школьника в Северо-Кавказском федеральном округе – 16 минут.
– Говоря о современной школе, нельзя не коснуться такого важного и сложного вопроса, как единый государственный экзамен.
– Да, нами проводилось исследование и по этому направлению. В целом можно констатировать, что все больше родителей начинает понимать преимущества этой системы оценки знаний. Свыше 64% опрошенных респондентов согласились с тем, что ЕГЭ способствует повышению доступности образования в вузах для выпускников школ.
Источник: Информационный центр в рамках мониторинга ФЦПРО